Найти тему

О прагматичности Будды

Вечен мир или не вечен, существует существо или не существует – эти досужие разговоры бессмысленны и непрактичны.

Я хотел бы продолжить комментировать отрывки из лекции Готамы, которая называется «Сравнение со змеей» - Алагаддупама сутта.

Хочу прокомментировать сегодня отрывок, который называется «Неправильные представления о татхагате».

Татхагата – так называл себя Будда, буквально – ушедший, покинувший пределы обусловленного существования, положивший конец страданиям, достигший другого берега, достигший ниббаны. То есть, татхагата – это синоним араханта, это человек, который все узы порвал и достиг цели, покинул пределы страдательного существования, достиг бессмертной ниббаны.

Так вот, неправильное представление о татхагате:

«Когда я так говорю, так учу, меня ошибочно, ложно, неправильно, истолковывают некоторые духовные странники и брамины. Они говорят так – духовный странник Готама сбивает с пути. Он провозглашает разрушение, уничтожение, истребление существующего существа. Но я не таков, я не говорю так. Меня ошибочно, ложно, неправильно истолковывают некоторые духовные странники и брамины, говоря так – духовный странник Готама сбивает с пути. Он провозглашает разрушение, уничтожение, истребление существующего существа. Как прежде, так и сейчас, монахи, я учу только истине о страдании и прекращении страдания».

Вот такой ответ дает Готама тем, кто обвинял его в том, что он якобы учит нигилизму, уничтожению существования. Готама не был ни этерналистом, ни нигилистом, а выбрал серединный путь. Он был очень прагматичным человеком, и многие метафизические вопросы мироздания оставлял без ответа. Такие вопросы, как – есть лм создатель, есть ли Бог, существует ли татхагата после смерти или нет. В отношении таких вопросов он хранил благородное молчание. Или говорил, что это не имеет никакого значения. Имеет значение, что существует страдание, у страдания есть причины, я вам покажу, как эти причины устранить, и тогда вы устраните страдание. Об этом только стоит говорить и только это стоит изучать. А вечен мир или не вечен, существует существо или не существует – эти досужие разговоры бессмысленны и непрактичны.

Если вам нравится идея - в конкретный срок, за 14 дней полностью освободиться от всех видов страданий и прийти к блаженству ниббаны, к свободе от рабства беспокойства, тревоги и страдания, то я приглашаю вас на мой авторский курс «Река Жизни», который стартует 13 ноября 2020 г.

Подробнее узнать о курсе Река Жизни вы можете в следующих публикациях:

"Река Жизни" – курс по саморазвитию с необычной и дерзкой целью

Как будут проходить занятия курса «Река Жизни»

В чем уникальность курса по саморазвитию «Река Жизни»

Чем курс «Река Жизни» заинтересовал магистра трансперсональной психологии