Не знала и даже не предполагала, что не далеко от Воронежа, в поселке Рамонь есть самый настоящий #замок! Он, конечно, не такой старый, как хотелось бы, всего 19 век, но он впечатляет!
Для региона замок – очень необычная #достопримечательность, тем более, что владельцы его — родственники Романовых, да и практически все Романовы в нем успели перебывать в гостях. Считается, что имение Рамонь получила в подарок Евгения Максимилиановна Романовская, герцогиня Лейхтенбергская (по мужу - принцесса Ольденбургская) от дяди императора Александра II.
Подарок это или покупка - идут споры, но воронежский краевед Н.А. Комолов обнаружил в архивах выписки, указы и письма, подтверждающие факт дарения. Кому интересно, поищите книгу Комолова «Как принцесса Евгения купила Рамонь», в ней много архивных материалов, мне было интересно почитать.
Подарок сделан не только из родственных чувств императора к племяннице, помимо чувств это еще была награда за заслуги принцессы в Русско-турецкой войне. Она не только жертвовала огромные суммы на помощь раненым. Она контролировала финансы, наладила обеспечение госпиталей и контролировала работу сестер милосердия.
Удивительная это была женщина. Очень любила охоту, причем на хищников. Говорят, что перебила практически всех волков в окрестных лесах и организовала что-то типа заказника – развела пятнистых оленей. Была она и талантливым предпринимателем.
Она восстановила и реконструировала доставшийся ей завод, отстроила школу в Рамони, столовую и лечебницу для местных, создала первую в России Паровую фабрику конфет и шоколада. В дальнейшем - это Воронежская #кондитерская фабрика. Но про фабрику в следующий раз. Говорят, что работать на нее приходили крестьяне из окрестных деревень – она хорошо платила и заботилась о подопечных.
Муж Евгении Ольденбургской – Александр Петрович – бывал в имении наездами. Его стараниями в Петербурге создавался Институт экспериментальной медицины и обустраивался черноморский курорт в Гагарах – все это далеко от Рамони.
Для разработки проекта замка были наняты именитые #архитекторы, но, по словам экскурсовода, Евгения Максимилиановна вносила в проект свои правки и коррективы.
Так, она сама рассчитала высоту и глубину ступеней лестницы, ведущей на второй этаж замка, учитывая длину платьев придворных дам. Эта лестница – одна из интересных деталей постройки. Сделанная из мореного дуба без единого гвоздя, она простояла и не скрипела 100 лет. Потом ее зачем-то разобрали, а восстановить не смогли и стянули стяжками. До 2017 года она была в аварийном состоянии, сейчас, может и починили...
А еще принцесса велела сделать специальные насечки на чугунной ограде лестницы, ведущей к комнатам прислуги. Сделано это было для того, чтобы служанки не бегали по лестницам, это было опасно. А при наличии насечек, длинные платья служанок за них цеплялись и рвали платье.
Стены замка точно возводились на века! Глину для кирпичей готовили специальным старинным способом. Со всей округи собирали куриные яйца для раствора, скреплявшего кирпичную кладку.
Стены постройки метровой толщины и с секретом. Внутри стен оставляли каналы – пустоты. По этим пустотам по всему дому расходилось тепло от стоящей в подвале печи. Этим же теплом согревалась вода в водопроводе. В замке был водопровод с горячей и холодной водой. В душевых сохранились кнопки для подачи воды, но фото не получилась, темновато там... Думаю, в интернете можно найти кому любопытно.
Акустика – еще одна тайна замка. Экскурсоводы говорят, благодаря пустотам в стенах, шепот в одной из башен замка был слышен во всех его помещениях (самой проверить не удалось), а Евгения Максимилиановна могла прослушать разговоры в помещениях дворца, находясь в комнате рядом со своим кабинетом, она так и называлась – Ухо.
Акустические эффекты можно ощутить сегодня в музыкальной комнате. Во всех ее частях голос звучит по-разному, а стук шаров из соседней бильярдной, как и сто лет назад, здесь совсем не слышен.
Интересно, что до наших дней реставраторы так и не смогли разгадать тайну принципа работы системы каналов-пустот и печи. Были в доме и камины. Интересно, что один из них своей формой полностью копирует внешний вид Северной башни замка.
Еще один удивительный факт о замке. За все время в нем не водились вредители - ни насекомые, ни грызуны. Любители мистики объясняют это отрицательной энергетикой комнат, но все гораздо проще. Во внутреннюю обивку стен включен тонкий слой необработанной верблюжьей шерсти, которая служила для дополнительной теплоизоляции, а ее запах отпугивал насекомых и грызунов.
Если уж упомянула о мистике, то нужно сказать, что принц Александр Ольденбургский был очень ей увлечен. В доме часто гостил Николай Рерих, известный своими эзотерическими интересами, и даже принимал участие в таинственных сеансах по вызыванию духов. Рерих в благодарность этой дружбе специально для оформления замка написал две картины «Княжья охота» (утро и вечер). Сейчас эти картины в коллекции Воронежского областного художественного музея им. Крамского.
Ну а самая важная, на мой взгляд, загадка замка – то, что он почему-то никак не поддается реставрации внутри. Восстанавливать его как памятник архитектуры начали еще в 1970-х. Но и сегодня эта реставрация не закончена и грустно видеть то, что дошло до наших дней. О роскоши и уюте, которые царили здесь при хозяевах замка, напоминают только фотографии на стенах и увлекательные рассказы экскурсоводов.
Рядом с замком были расположены свитские номера – помещения для людей, сопровождающих знатных особ, приезжавших к Ольденбургским в гости.
Позади дворца сохранилась длинная каскадная лестница, ведущая вниз, к бывшему сахарному заводу и конфетной фабрике. К слову, сахарный завод пережил революцию, работал в советские времена и остановился только в 2000 году. Сейчас, к сожалению, от него остались только руины из красного кирпича.
Ну а вокруг замка разбиты два парка – верхний и нижний, куда ж без парков! Верхний во французском стиле. Он был восстановлен к 400-летнему юбилею династии Романовых. Нижний парк позади дворца – образец романтического английского стиля. К сожалению, когда я приезжала сюда, он был на реставрации.
Еще, наверное, стоит сказать, что после пожара на шоколадной фабрике, семья попала в огромные долги перед заказчиками, и Рамонь пришлось передать в государственную казну. Супруги хоть и продолжали жить во дворце, но уже не были здесь полноценными хозяевами.
После революции Ольденбургские уехали в Финляндию и надеялись вернуться. Когда стало понятно, что возвращение невозможно, перебрались во Францию, там и прожили до конца своих дней. В 1917 замок практически полностью разграбили, от внутренних помещений мало, что осталось.
Во время ВОВ немцы его не бомбили, зная, что у дореволюционных хозяев были немецкие корни. Это спасло много жизней, т.к. местные при бомбежках прятались в стенах замка.
А еще экскурсовод рассказывала о том, что немцы предлагали финансовую помощь в реставрации, но с условием построить на территории дворца пивной заводик. Местные власти от прелдложеня отказались, ссылаясь на то, что это сильно изменило бы исторический облик усадьбы.
Понравилась статья? Подпишитесь!
Поставьте лайк, поделитесь с друзьями в соцсетях!
Уверена, что вам понравятся: