Найти тему
Юрист Андрей Петров

Автомобилисты и пешеходы на "зебре"

Оглавление
Источник изображения pixabay.com
Источник изображения pixabay.com

Добрый день!

Среди моих подписчиков и читателей немало автомобилистов. Также хватает и тех, кого можно определить пешеходами. А между этими категориями, к сожалению, нередко возникают конфликты на почве правил дорожного движения.

Конфликтов бывает множество. Про автомобилистов говорят, что их «расплодилось», что права они себе «напокупали» и т.д. Пешеходы же получают, как правило, букет оскорблений, которые никто не слышит, кроме пассажиров в салоне у негодующего автомобилиста. Ну, или иногда слышит, когда автомобиль останавливается и водитель выговаривает (а чаще выкрикивает) в адрес пешехода всё то, что он о нём думает.

А ведь в любой момент представители обеих категорий могут поменяться местами, Вы не находите?

Проблемы чаще всего возникают из-за правил перехода проезжей части: как должен вести себя пешеход, когда идти, а когда стоять, когда автомобилисту необходимо притормозить, а когда он имеет право, а иногда и должен, продолжить движение. Но разрешение этих конфликтов иногда не столь однозначное.

Вот, например ст.12.18 КоАП РФ предусматривает ответственность водителя, когда он своими действиями вынуждает пешехода, имеющего по отношению к нему преимущество, изменить направление своего движения или скорость. А вот если траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются, тогда и состава нарушения нет. Такой позиции, по крайней мере, чаще всего придерживаются сотрудники ГИБДД.

Однако нередко в силу вступает п.13.1 ПДД, звучащий следующим образом:

«При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает».

То есть неважно, находится ли пешеход на пути автомобилиста или нет. Даже если он уже почти перешёл дорогу и движущийся автомобиль ему не только не угрожает, но и не мешает, водитель транспортного средства всё равно обязан затормозить перед пешеходным переходом и дождаться, когда тот полностью будет свободен.

Данное противоречие настораживает, согласитесь. И в подобной ситуации очень хочется посоветовать автомобилистам не вступать в разногласия с ПДД и дождаться того момента, когда на «зебре» не останется пешеходов вообще. Однако, можно себе представить, что такое «дождаться когда на «зебре» не останется пешеходов вообще» в условиях большого города. Светофоры, конечно, спасают ситуацию, но ведь они стоят не у каждой зебры. Да и пешеходы не всегда следят за их сигналами, к сожалению.

Вот такое противоречие, заставляющее адвокатов всерьез поломать голову, когда дело доходит до суда. А что Вы скажете, уважаемые подписчики? Случалось ли Вам сталкиваться с подобным, и как разрешилась ситуация?

Жду Ваших комментариев.

С уважением,

Ваш Андрей Петров.