Справедливости ради нужно сказать, что перед началом осады Иван Грозный предложил казанцам сдаться. "А похотят казанцы обойтись без крови, - писал он в своем воззвании 13 августа 1552 г., - то государь их пожалует". Но даже ребенку было ясно, что татары мирно не сдадутся. Так оно и случилось. От перебежчиков стало известно, что татары истребили в городе сторонников Москвы и сосредоточились вокруг царя Едигер-Магмета. По собственной воле на помощь к нему в Казань прибыли несколько ногайских и тюменских князей.
В середине августа московское войско в полном составе стояло в Свияге. Несколько дней Иван притворно ждал капитуляции. Наконец, 18 августа последовал приказ о начале осады. К Казани поднесли знамя с Иисусом Нерукотворным, такое же что было у Дмитрия Донского на Куликовом поле, как будто потомки булгар несли ответственность за "монголо-татарское иго".
Подобраться к Казани было непросто
Бесконечная череда сражений за Казань началась с неудачной вылазки татар. Загнав их обратно в город, москвичи принялись ставить осадные башни против Царевых, Арских, Талыкских и Тюменских ворот. Под охраной стрельцов их медленно катили к стенам Казани.
С этого момента и до конца многодневной битвы над Казанью стоял неумолкаемый грохот пушек, паливших с обеих сторон. Люди в двух шагах не могли расслышать друг друга, но им и некогда было разговаривать: ужасная рубка отнимала силы сражавшихся. Казанцы выскакивали из ворот "конные и пешие" и всячески сдерживали продвижение осадных башен. Как сказано в летописи, в этой "великой и преужасной" сечи москвичи брали верх над татарами. Казанцы заполняли телами мосты через ров, вступали в рукопашную схватку, но не сдавались.
Превосходство московских ратников в вооружении и боевой выучке заставило все же защитников Казани отступиться от цели, и башни прочно встали на свои места. На следующий день, 27 августа, к городу подкатили крупную артиллерию, и началась еще более страшная канонада. Москвичи стреляли ядрами по стенами и жилым домам. Стрельцы из окопов мешали татарам выходить из ворот и развивать атаку. Потери среди защитников быстро росли. Однако казанцы стояли насмерть.
Сопротивление возрастает
Упорное сопротивление татар заметно усложняло задачу московского войска. Тем не менее в начале сентября москвичи установили у Царских ворот 6-саженную башню, втащили на нее "полуторные пищали" и начали обстреливать город, "побивая многих людей".
Казанцы изнемогали от голода, жажды и неимоверной усталости. От шквального огня они укрывались в ямах, рвах и закапывались в норы под рукотворной насыпью. Земляные укрепления, возведенные казанцами, мешали врагу пройти через ворота и укрывали защитников от огня.
Учитывая это, москвичи вырыли под стенами Казани два подкопа и заложили мины. От первого взрыва на воздух взлетели террасы с людьми, бревна упали на дома и покалечили много горожан. После второго взрыва вокруг крепости затряслась земля. Городская стена в двух местах разлетелась с щепы, бревна и люди падали с высоты, обломки стен накрыли защитников смертоносным градом.
Битва переходит в город
Едва рассеялся дым, как царские войска бросились в проломы. Битва велась теперь на каждой улице и в каждом доме. Татары показывали чудеса героизма, с боем отдавая жизнь за свой "юрт". Наконец, сказался перевес сил царского войска. Казанцы отступали, неся невосполнимые потери.
Пока храбрецы с обеих сторон расставались с жизнью, многие "воины" Грозного ударились в мародерство. Как писал участник штурма кн. А. Курбский, "лежавшие под именем раненых вскочили, а притворявшиеся мертвыми воскресли". Кашевары, коневоды, маркитанты - все бросились в проломы грабить казанцев, а город и впрямь "был полон самой дорогой добычи".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
✿ Куда исчезло население Казани после 1552 г.: самая большая тайна истории казанской войны
Из-за начавшегося грабежа московское войско заметно поредело, и был момент, когда "басурмане" могли взять верх. Только поспешные казни дезертиров спасли положение и обрушили надежды татар. Отступая все дальше, они оказались запертыми возле царского дворца и мечети Кул-Шарифа.
Победа и расправа
"Видевши свою конечную погибель", татары стали прорываться к Елбугинским воротам, гора трупов возле которых доходила до верхней части стен. Татары прыгали с них вниз и устремлялись в лес. Но там бегущих поджидали люди кн. Петра Щенятева. Как сказано в Никоновской летописи:
"Бояре же и воеводы Божьим милосердием побили множество поганых ... от реки от Казани и до леса и в лесе многие мертвые лежаще, и немногие утекли, многими ранами ранены".
Такова была история казанской осады и ее героической обороны. Нам остается только сожалеть, что сближение русского и татарского народов происходило таким трагическим путем.
Ставьте лайки и читайте выпуски канала ИстПросвет