Найти тему
Музей Оранэлы

Финляндский: вокзал, который мы не успеваем рассмотреть

Финляндский вокзал с советских времен прочно ассоциируется с именем Ленина. Оно и понятно: 3 апреля 1917 года на Финляндский вокзал приехал Владимир Ильич; взобравшись на броневик, он зачитал знаменитые апрельские тезисы, которые закончил не менее знаменитой фразой: «Курс на социалистическую революцию».

Конечно, современная площадь Ленина не всегда была такой парадной. До появления здесь вокзала это место на Выборгской стороне называлось Волчьим полем; было оно пустынным, иногда здесь пасли скот. Случались в его окрестностях и массовые пьяные драки, отчего поле носило и другое название – Куликово.

1. Следы старого вокзала

Финляндский вокзал всегда был самым тихим и скромным вокзалом Петербурга. Был он построен позже всех – в 1870 году по проекту архитектора П.С. Купинского. Старый вокзал в формах готики стоял несколько по-другому.

-2
-3

Фасад его выходил не на набережную, как сейчас, а влево от путей. Сами же пути, пересекая Симбирскую, ныне улицу Комсомола, ту, что проходит вдоль фасада вокзала, продолжались до невского берега. Реки и каналы служили коммуникациями, и на берегу удобно сопрягались водный и железнодорожный транспорт.

-4

Вокзал был сооружен для открытой в 1870 году Финляндской железной дороги, которая протянулось на три сотни километров от Санкт-Петербурга до Рихимяки. К тому времени в Финляндии уже существовала дорога местного значения от Гельсингфорса, то есть Хельсинки.

Кстати, стоит оценить степень автономности этого княжества. Дорога была собственностью Финляндии (хотя построена на 10-миллионный кредит Российской империи). Работали на ней только финны, а на границе, находившейся тогда всего в 20 км от Петербурга, работала настоящая таможня. Ленин, перевалив через финскую границу, чувствовал себя в полной безопасности от царской охранки.

2. Знак «Дорога жизни»

Особую роль вокзал сыграл в годы войны. Это был единственный действующий вокзал; ведь все остальные железные дороги от Питера, ведущие на юг и запад, были отрезаны фашистскими войсками. На севере, несмотря на требования Гитлера, финские войска ограничились лишь выходом на старую русско-финляндскую границу, сохранив для города возможность доступа к берегу Ладожского озера.

Поэтому 55-км ветка бывшей Ириновской железной дороги, замкнутой в 1920-х годах на Финляндский вокзал, была относительно безопасной. Это был первый отрезок знаменитой «Дороги жизни». Уже в начале 1942 года по ней было налажено движение с интенсивностью 10-15 пар поездов в сутки.

В память об этих днях на Финляндском вокзале стоит знак «Дорога жизни». Так случилось, что он оказался намного скромнее гигантского стеклянного саркофага для поезда Ленина.

3. Новый вокзал

После войны героический вокзал решили реконструировать, он и до войны был уже перегружен после присоединения к вокзалу линий Сестрорецкой и Ириновской железных дорог.

-5

-6

Знаменитый памятник «Ленин на броневике» перетащили на 180 метров ближе к Неве, однако после переделки стало ясно, что проще построить другой вокзал.

-7

В июне 1960 года открылось новое здание по проекту архитекторов Ашастина, Баранова, Лукина и инженера-конструктора Рыбина. Строгое и лаконичное, оно является образцом новой ленинградской архитектуры и в то же время сохраняет преемственность с другими петербургскими вокзалами. Доминантой его фасада, как и положено, является часовая башня. Ее высота – 16 метров плюс еще на 30 метров возносится шпиль, столь любимый в питерской архитектуре.

4. Кассовый зал

Внутрь главного вокзала стоит заглянуть. Пассажиры входя со стороны площади или по переходу из наземного вестибюля метро попадают в просторный кассовый зал площадью 1300 квадратных метров, откуда имеется выход к путям.

-8

Кассовый зал кажется просторным и залитым светом благодаря уникальной крыше – куполу в виде железобетонной скорлупки толщиной от 6 сантиметров на макушке до 23 у основания, и опирающейся на колонны-опоры.

-9

Сегодня вокзал, как и Балтийский, является пригородным, вторым по загруженности после Ярославского вокзала в Москве. Вопреки названию, поезда в Финляндию отходят сегодня от Ладожского вокзала.

6. «Паровоз Ленина»

Паровоз, стоящий в саркофаге, и являющийся традиционным местом встреч рыбаков и туристов («у паровоза») – памятник истории, но и не только. Это один из немногих американских паровозов серии Н2, которые сегодня можно увидеть в мире!

-10

Строила их для Финляндской железной дороги американская компания Richmond Locomotive Works. Про непростую конспиративную жизнь Ленина мы знаем, поэтому расскажем о его машинисте Гуго Ялаве. Его паровоз – оказался воистину революционным, поскольку регулярно перевозил в своем нутре оружие, типографские шрифты, литературу. Удивительно, но жандармы проверяя на границе весь состав, не догадались проверить паровоз, где и прятался вождь.

В 1920-м году это был первый паровоз в Петрограде, отремонтированный на субботнике. В 1924 году он оказался в Финляндии и лишь в 1957 году к 40-летию революции финны передали его Советскому союзу, чтобы превратить его в мемориал. Так что это еще и памятник послевоенному потеплению наших отношений с Финляндией, которые не охладевали несмотря ни на что.

О том, что мы не успеваем посмотреть на Балтийском вокзале, можно прочитать здесь.