Найти тему

📌Психотерапия и духовность (часть 1)

Психолог Артамонова Юлия. Психотерапия и духовность (часть 1)
Психолог Артамонова Юлия. Психотерапия и духовность (часть 1)

Напоминаю, что в предыдущих статьях я подводила вас, мой дорогой читатель, к самой сути моего повествования, и сегодня поговорим о психотерапии и духовности.

Как известно, когда-то существовала «психология без души». Она давно преодолена, однако сегодняшняя психология все же не может избежать упрека в том, что она часто является психологией без духа. Эта без-духовная психология как бы слепа к достоинству личности, к ценностям, к миру смыслов. Слепа к тому, что человеческое бытие это не только «борьба за существование» но, помимо этого, при необходимости еще и «взаимопомощь» (Петр Кропоткин «Взаимная помощь как фактор эволюции»), но еще и сражение за смысл бытия — и взаимную поддержку в этом сражении. По сути, именно такой поддержкой и является то, что мы называем психотерапией.

А. Лэнгле считает, что если мы рассматриваем страдающего человека как целостного, то не можем не обращать внимание на духовное измерение его бытия. Иначе это будет не психотерапия, а всего лишь психотехника.

С другой стороны, психотерапия не гарантирует благополучия, не обещает жизни после смерти. Ее интересует, есть ли жизнь ДО смерти. Психотерапия ни в коей мере не претендует на спасение души, но может побудить к исцелению (В.Франкл).

Что еще может психотерапия, если смотреть на нее с точки зрения духовности? Психотерапия может помочь человеку увидеть смысл его страдания.

Человек, находящийся в состоянии душевной беды и тем более духовного отчаяния, так переполнен болью, что его более ничто не занимает, кроме проникнутого страданием общения с основами своего существования. Он ищет средства, которые помогли бы ему справиться со своим бытием, чтобы оно, по крайней мере, было выносимо и имело бы еще некоторый смысл. Душевное и духовное страдание переживается как непереносимое и полностью поглощает человека. Поэтому ему надо скорее что-то изменить, от чего-то «избавиться».

Но, конечно, страдая, человек вместе с тем сталкивается с чем-то новым для себя и на некоторое время открывается навстречу тому, что ему могло бы помочь. Однако не следует сразу же относить данный эффект к проявлениям высокой духовности, поскольку ввиду императивно-экзистенциального характера страдания страдающий вполне оправданно очень прагматичен: он открыт для всего, но при условии, что это поможет.

«Душевно-духовное страдание в особой степени способно или сломить человека, или же сделать его более глубоким, и в этом смысле оно экзистенциально», - говорит А.Лэнгле.

Психотерапия может помочь человеку стать ближе к самому себе. Э. Фромм называл отчуждение главной бедой современного человека. Он говорил: «Под отчуждением я понимаю такой тип жизненного опыта, когда человек становится чужим самому себе. Он как бы «отстраняется», отделяется от себя. Он перестает быть центром собственного мира, хозяином своих поступков; наоборот — эти поступки и их последствия подчиняют его себе, им он повинуется и порой даже превращает их в некий культ».

✍А как вы понимаете связь психотерапии и духовности? Жду ваших комментариев?