Один из главных уроков, которому научила меня школа, именно как учителя – это умение слушать ученика, а не себя. Дело в том, что в школу я вернулся после почти десяти лет работы на кинопроектах как российских, так и зарубежных. Был кризис, и сама жизнь заставила меня вспомнить о педагогическом образовании, скромном опыте преподавания в школе после университета, и богатого опыта популяризации знаний на обучающих ТВ-сериалах…
Спустя пару месяцев работы в школе, услышал от завуча слова, которые заставили меня задуматься и запомнились надолго. Часто вспоминаю их, как ориентир. Примерно завуч сказала следующее: “Я на уроках слышу по большей части Вас. Конечно, Вы много чего может рассказать, но на уроках должны говорить ученики, иначе они ничему не научатся”. В книгах, в кино, на ТВ, не ожидается, что зритель или читатель что-то Вам ответит, но особенность и преимущество школы в том, что при этом предполагается активное обучение.
Не скажу, что до меня это дошло сразу. Нет, эти простые слова доходили долго. И по сей день я себя едва удерживаю от лекций и вещаний. Даже если что-то могу рассказать на своих частных уроках, стараюсь теперь вывести через вопросы к ученику. Да, это сложнее, но интересно, а иногда даже выходит не то, чего ожидаешь, т.е. сам открываешь какую-то новую грань, сам учишься. Тут важна гибкость, открытость и уважение к ученику. Мы исследуем вопрос вместе. Мой опыт – это мой опыт, не его/ не её, моя задача – не передать мой опыт, а позволить ученику обрести свой через помощь в навигации в пространстве, которое мне знакомо. Да-да, идея обучающей навигации именно отсюда растёт.
Даже когда мы выходим на тему кино или анимации, стараюсь создать пространство для творчества ребёнка – вопросы, задания – написать диалог, описать сцену, героя, проанализировать киносценарий и т.п. Всё это поддерживает активность, огонь в ученике, желание творить.
Сам тоже постоянно учусь. Сейчас как раз прохожу онлайн курс по вопросам обучения на Courser(e), от одного из канадских университетов. Если кому интересно, напишите, могу дать ссылку в комментариях. Так вот, преподаватель курса, профессор Барбара Оакли (Barbara Oakley), упомянула интересную практику-образ. Она говорит, что при обучении всегда старается держать руки за спиной. Это удерживает её от желания вмешаться в то, что делает ученик. Соблазн сделать всё “красиво” велик, но мы тем самым лишаем ученика возможностей учиться.
Две недели уже не стихает дискуссия в комментариях к заметке о чрезмерной школьной нагрузке. Одна из читательниц, безусловно очень уважаемый человек, с огромным багажом знаний и опыта, в том числе и педагогического, утверждает, что у детей сейчас нет никаких интересов. Похожие вещи буквально на днях мне высказывала мама моего ученика. При этом её сын, второклассник редактирует музыку на компьютере, ведёт два ютуб-канала по играм и музыке, сам (!) учит греческий…. Не удивительно, что ему скучно в классе, где половина детей даже читать не умеет. Не удивительно, что учитель не может постоянно заниматься только этим талантливым мальчиком. Полагаю, что с нашей уважаемой читательницей происходит что-то подобное. Она – полна знаний, но для понимания, требуется открытость, динамика, обмен с учеником. А для обмена нужна пустота – пространство для его/её проявления. Сложно “держать руки за спиной”, но без этого мы никогда не узнаем, что действительно интересно ученику.