Человека встречают по одёжке, а книгу – по обложке. В наше непростое время зачастую именно ее внешний вид влияет на выбор читателя-покупателя. Поэтому художники, дизайнеры, иллюстраторы стараются (и изощряются) изо всех сил, чтобы создать максимально привлекательную картинку. На современных книжках можно увидеть все, что угодно: фотографию, авторский рисунок, коллаж, графику и даже кадры из фильмов и компьютерных игр. Содержание картинки напрямую зависит от жанра книги. Самые эффектные изображения, как правило, достаются художественной литературе – стихам и прозе.
Интересный сюжет, закрученная интрига и харизматичные герои дают большой простор воображению иллюстраторов. Кульминационный и самый драматичный эпизод с участием главного персонажа – беспроигрышный вариант для внешнего оформления динамичного бестселлера. В данном случае приоритет безусловно остается за героем романа, и авторы почти всегда уступают ему пальму первенства на обложке.
Сложнее обстоит дело с книгами с размеренным, неторопливым сюжетом, который не может похвастать эффектными сценами и экшеном. Например, художники произведений русских классиков 19 века – И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, А.П. Чехова – наверняка сильно затрудняются с концепцией обложки. Разумеется, изображения Базарова, Обломова или дамы с собачкой нисколько не испортят впечатление покупателя, который, однако, может пройти мимо сдержанных картинок в духе старого доброго дореволюционного реализма. Впрочем, не факт, что портреты упомянутых писателей побудят читателя купить книжку, но во всяком случае они имеют равное право вместе со своими героями занять место на обложке.
Зато в сборниках стихотворений поэт вне конкуренции. Пожалуй, никто и ничто лучше самого автора не выразит общую лирическую идею такой книжки. Даже самый топовый дизайнер вряд ли придумает лучшую иллюстрацию к стихам Пушкина, чем это уже сделали художники-портретисты солнца русской поэзии – В.А. Тропинин и О.А. Кипренский. И никто не будет выглядеть лучше на книжке сонетов У. Шекспира, чем сам Шекспир.
Отечественный читатель, воспитанный на сдержанной, монументальной русской классике, пожалуй, больше склонен к спокойным картинкам на обложке. Динамичные экшеновые иллюстрации привлекают внимание, но не оставляют сильного, глубокого впечатления, если это, конечно, не рисунки таких маститых художников, как, например, С. Пэджет, М. Лелуар.