Найти в Дзене
Подземный Янус

Рассказываю, откуда берётся вода между рельсами в метро.

Оглавление

Наверняка многие из нас в #метро в ожидании поезда обращали внимание на так называемый лоток между путями. Периодически там скапливается вода по непонятным на первый взгляд причинам.

Причём раньше я часто видел посты в социальной сети «Вконтакте», где пользователи высказывали опасение касательно того, не затопит ли наше Петербургское метро. Оно и не удивительно – один только я у себя написал о двух случаях затопления тоннелей метро, не говоря уже о том, что в нашей памяти ещё свежи события так называемого «Размыва» между станциями метро «Лесная» и «Площадь Мужества».

Сегодня я расскажу вам, откуда берётся вода в лотке между путями на станциях и в тоннелях, а также чем это грозит нам – обычным пассажирам.

Откуда ж она течёт

Ни для кого не секрет, что #вода есть чуть ли не везде. И в том числе даже под землёй есть слои насыщенного водой грунта.

Стоит выкопать неглубокую яму, как она начнёт заполняться водой. Личное фото.
Стоит выкопать неглубокую яму, как она начнёт заполняться водой. Личное фото.

Поскольку метро в основном строится под землёй, то его встреча с влагой неизбежна. К примеру, если вы поедете со станции метро «Обухово» в «Рыбацкое», то пересечёте 6 разных по своим свойствам слоёв грунта, причём в некоторых из них ещё и содержится вода под давлением; и вся эта смесь постоянно пытается прорваться в #тоннель !

К слову, в своё время именно вода, просочившаяся по маленьким щелям между тюбингами, в итоге послужила причиной той самой аварии, которую я часто упоминаю – Размыв между «Лесной» и «Площадью Мужества». Но это если говорить совсем коротко и очень грубо.

Понятно, что полностью избежать такой ситуации и держать подземные лабиринты сухими невозможно, поэтому, зачастую мы можем видеть, как между путями струится вода, либо не досохли те самые лужи между путями.

А бывают ситуации и хуже, как это произошло со станцией «Дунайская». Личное фото.
А бывают ситуации и хуже, как это произошло со станцией «Дунайская». Личное фото.

В основном, причинами появления воды на станциях служат локальные течи, которые возникают в местах изношенной, либо не качественной обделки станций и тоннелей. То есть, как, например, на фото выше, случается, что строители плохо нанесли гидроизоляцию, либо повредили её при строительстве, и #станция метро сразу же начинает течь, особенно если она лежит неглубоко.

К слову, на большой глубине такие проблемы навряд ли возникнут, либо будут носить локальный характер. То есть метро глубокого заложения в гораздо меньшей степени подвержено "болезням" сооружений мелкого заложения.

Тем более по первой фотографии в статье можно понять, что с водой мы сталкиваемся, стоит нам лишь слегка углубиться в грунт: находясь под давлением она сразу начинает идти по пути наименьшего сопротивления и затапливает вырытый нами котлован.

Вот только протечки – не единственная причина появления воды под землёй, есть ещё одна.

Уборка станций

Ночью, когда город засыпает, просыпается подземная мафия! Они тщательно всё осматривают в метро, занимаются уборкой, в том числе и таким способом. Источник - https://www.instagram.com/p/CGZCUCVjEjc/?igshid=t7yjve2zsedo
Ночью, когда город засыпает, просыпается подземная мафия! Они тщательно всё осматривают в метро, занимаются уборкой, в том числе и таким способом. Источник - https://www.instagram.com/p/CGZCUCVjEjc/?igshid=t7yjve2zsedo

Именно так, ведь #метрополитен тоже загрязняется. Поэтому днём мы можем видеть людей в форме, занимающихся влажной уборкой платформ и эскалаторов с балюстрадами.

А поскольку при уборке активно используется вода, то именно она и попадает в лоток между путями, после чего течёт до наиболее удобной для неё перекачки, откуда уже попадает в городскую канализацию.

Причём не только шлангами с пылесосами богаты метрополитены нашей большой страны. К примеру, в Новосибирске у метрополитена в заначке имеется целый поливомоечный поезд!

"Вундервафля" за работой. Источник – https://gelio.livejournal.com/107686.html
"Вундервафля" за работой. Источник – https://gelio.livejournal.com/107686.html

По сути дела этот агрегат при помощи сопел, расположенных по направлению к свода тоннеля, поливают его водой под давлением. Подробнее про него можно почитать у блогера с ником gelio в его Живом журнале.

Так стоит ли нам бояться?

Лужи на станции «Проспект Большевиков». Личное фото.
Лужи на станции «Проспект Большевиков». Личное фото.

Наверняка этот вопрос поселился у многих в голове. Ведь если с уборкой всё понятно, то что тогда делать с протечками в тоннелях и на станциях?

Здесь могу с уверенностью сказать, что несмотря на весь упадок качества подготовки специалистов, плохой уровень обслуживания со стороны некоторых сотрудников и прочие прямые и косвенные факторы, метрополитены нашей страны не допустят аварийной ситуации. Хотя бы потому что финансовые потери в случае серьёзной аварии будут несоизмеримо больше, чем если её удастся избежать.

Мы в социальных сетях:

Telegram

Instagram

Под редакцией (Бес)культурного Омара.

Источники:

  • https://gelio.livejournal.com/107686.html
  • https://www.instagram.com/p/CGZCUCVjEjc/?igshid=t7yjve2zsedo
  • Форум subwaytalks.ru
  • Развитие городов и геотехническое строительство, №1/2011