Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас? (Николай Заболоцкий)
Эти строки вечером, 26 октября я услышал из уст Юрия Норштейна - потрясающего мультипликатора и большого ценителя русской живописи, на его мастер-классе. Портрет Струйской - его вдохновляет.
Известно...
Известно, что художник Федор Рокотов происходил из крепостных крестьян.
Но менее известно, что право посвятить себя живописи художник буквально заслужил, когда дойдя до чина ротмистра, он получил дворянство и вышел в отставку, чтобы заняться любимым делом.
Но гораздо менее известно, какие чувства он испытал к даме, чей портрет сделал бессмертными их обоих.
Да, после отставки его не оставили в покое. Да, не получая вознаграждения из госказны он, по замечаниям современников, “переписал пол Петербурга” знатных вельмож и даже саму Екатерину Вторую, и ее незаконнорожденного сына, впоследствии известного под именем графа Бобринского. Но это сегодня мало кого интересует.
Любовь побеждает?
Дама, терпеливо и идеально позирующая на самом обсуждаемом и в то же время самом загадочном портрете Рокотова - Александра Петровна Озерова, девушкой 18-ти лет вышла замуж за молодого вдовца, помещика Струйского. Собственно муж и попросил Рокотова написать портрет жены и свой заодно. Но картина, благодаря которой Рокотов стал великим (правда, после смерти), написана сердцем и выдает самые таинственные чувства и художника и молодой женщины. Картину называют портретом "русской Джоконды".
Что нельзя не заметить?
Посмотрите, когда мы "выводим" из портрета глаза, - они будто выглядывают из западни. Как у Гоголя: "Это были живые, это были человеческие глаза!"
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач. (Николай Заболоцкий)
Заболоцкий замечает тайну во взгляде... Его стихи будто о даме, изощренной в движениях чувств, коварстве страсти и т.п. А это глаза 18-летней женщины, приехавшей в Москву с мужем сразу после медового месяца...
Александра Петровна произвела на Рокотова впечатление грандиозное. Тем более писал он ее портрет не меньше месяца - «никогда скорее месяца не рабатывал что-нибудь с натуры».
...И на лице оставил затаенную улыбку.
Чтобы не выдать чувств, он впоследствии осторожно оценит не только ее красоту, но и напишет о ней: “чертовки хитра и вежлива”. Что могла означать эта фраза "чертовски хитра"?
Возможно, все дело в том явлении, которое Заболоцкий назвал "Души изменчивой приметы". И Рокотов специально то сгущает цвет в тенях до мрачности, то высветляет до сияния.
Красота Струйской таинственная, противоречивая, магнетическая, мерцающая, горделивая, надменная, осознающая свое превосходство, насмешливая, но страдающая. Возможно, приехав в Москву, она чувствует, что заслуживает большего, чем мужа - помещика и отставного офицера. Ею должны наслаждаться Москва или Петербург, а не деревня Рузаевка.
Поэтому она на портрете как бы в полумгле... Она - женщина-загадка...
Помните у Гоголя: "Дамы требовали, чтобы преимущественно только душа и характер изображались в портретах, чтобы остального иногда вовсе не придерживаться, округлить все углы, облегчить все изъянцы и даже, если можно, избежать их вовсе".
А у Струйской вулкан чувств!
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук. (Николай Заболоцкий)
Умышленно или нет, но Рокотов создал противоречие между страдающим выражением лица и величественной позой.
Принято считать, что необычен подарок мужа жене - храм Пресвятой Троицы в Рузаевке, - это потому, объясняют историки, что она была набожна. Будто набожным людям очень нужно владеть в собственности храмами?
Но просыпается другая версия! Муж хотел смирить ее, остудить гордый нрав, избавить от пагубных мыслей. Подтверждением тому невероятное количество рожденных в том браке детей - 18 (причем до совершеннолетия дожили только 8). Родить 18 детей при том состоянии медицины! А ведь эта женщина не крестьянка. К тому же она невероятно рисковала своим здоровьем. Она проживет 86 лет.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.(Николай Заболоцкий)
#Портрет
#художник
Ее иссиня-черные глаза. Как будоражили они память художника - только он об этом знал, только он понял ее больше, чем другие, и унес тайну эту с собой с могилу.