Найти тему
Кинотаурус

«Морфий», или самый забытый фильм Алексея Балабанова

Оглавление

Многие люди считают самой жестокой и самой сложной картиной режиссёра «Груз 200». Видимо, здесь на вкус и цвет, ведь смотреть «Морфий» мне оказалось намного тяжелее. Да, в нём меньше крови, меньше насилия, но сама атмосфера здесь более тягучая, более мрачная. «Морфий», ко всему прочему, отсылает нас к Сергею Бодрову младшему, ведь именно он написал сценарий, сотканный по двум автобиографическим рассказам Михаила Булгакова - «Записки юного врача» и «Морфий».

В сегодняшней статье я не вижу смысла распинаться. Распинаться о великом. «Морфий» - действительно великое и легендарное кино. Шедевр, если угодно. Я просто предлагаю поговорить о самом важном, что есть в фильме, но без критичных спойлеров. Для кого-то данная статья не будет новостью, а для кого-то, возможно, приоткроет глаза на некоторые вещи, а кто-то вообще впервые узнает об этой картине.

Леонид Бичевин. Кадр из фильма «Морфий»
Леонид Бичевин. Кадр из фильма «Морфий»

Официальный синопсис

1917 год, время смуты, революции, надежд и потерь. В больницу уездного города N приезжает 23-летний доктор Поляков. Однажды, борясь за жизнь пациента, Поляков ставит под угрозу свою, спасает его укол морфия - сильного обезболивающего, вызывающего зависимость. Но Поляков не верит, что пагубное пристрастие может возникнуть у здравомыслящего человека, тем более у врача.

Трейлер

Губерния

Безусловно, для всех своих картин Балабанов старался в визуальном плане, но именно здесь этого больше, чем в остальных картинах. Больше различных построек, больше реквизита, больше деталей. На дворе, всё-таки, 1917-й год, а потому вместо привычных автомобилей здесь разъезжают повозки, заправленные лошадьми, а люди одеты в балахоны взамен костюмов и джинсов. Также в картине присутствует графика, что для Балабанова, можно сказать, было в новинку.

«Морфий» - далеко не безупречная картина в плане визуала. Но вот в чём весь саспенс: для российского кино тех лет, да и в частности для авторского кино - это большой скачок вверх. Весьма большой, что аж была преодолена огромная пропасть. Пока весь мир уже вовсю снимал супергероев, отечественный артхаус резко выбрался из ямы. И вот именно этим прелестна эта картина, что после привычного балабановского шоу под названием «Груз 200» она показала совершенно другой уровень фильмостроения. При просмотре может даже показаться, что режиссёр здесь вовсе не Алексей, а кто-то другой, но некоторые кадры всё же сдают отечественного мэтра...

Кадр из фильма «Морфий»
Кадр из фильма «Морфий»

Абстинентный синдром

Многие, отчего-то, ругали исполнителя главной роли. Мол, Леонид Бичевин не справился со своей задачей. Мол, в картине не отображены муки и страдания. Мол, надо было брать пример из «Реквием по мечте». И бла-бла-бла...

Я стараюсь всерьёз не воспринимать мнения подобных критиков, ибо:

  • Пагубное действие морфия (он же морфин) мало кому может быть известно из наших современников. Да, несомненно, он есть и сейчас, но его способ приёма уже давно изменился. Вместо подкожного ввода морфий теперь принимают в таблетках и принимают в основном при онкологических заболеваниях. Поэтому о том, что чувствует "морфинист" при ломке, мы можем лишь догадываться по рассказам тех лет.
  • Мало кто из высказавшихся критиков/знатоков знал или знает задачи Леонида Бичевина на площадке. Не спорю, что, наверняка, среди рецензентов были и те, кто знали эту информацию, и те, кто раскритиковали артиста за правильные вещи. Мне хочется верить, что таких было большинство, но практика, к сожалению, говорит об обратном...

А ведь актёрская работа получилась вполне отличной, да такой, что именно из-за Леонида мне порой хочется пересмотреть это кино...

В картине есть смена характера, причём исполнена она в виде синусоиды. Главный герой изначально изображается, как неопытный, но целеустремлённый юноша. Он резок, справедлив, но неумел. Затем в игру вступает алкалоид и начинаются приступы того самого абстинентного синдрома. Пока у героя ломка, он начинает бояться любых мелочей, у него теряется уверенность в себе, краснеют глаза, да и вообще он перестаёт наслаждаться чем-либо (об этом чуть позже). Эти моменты видны невооружённым глазом. Их хочется пересматривать, чтобы понять резкую смену характера. Хочется прочувствовать сие на экране, дабы не встретиться с подобным в жизни.

Только благодаря этим резким сменам характера я уже могу заявить о Леониде, как об отличном актёре, но зачем-то его все тогда наругали. А зря...

Леонид Бичевин. Кадр из фильма «Морфий»
Леонид Бичевин. Кадр из фильма «Морфий»

Откровенные сцены

После крайнего, на тот момент, фильма («Груз 200»), режиссёр будто пустился во все тяжкие. В «Морфии» нет бутылок, но есть жёсткая сцена ампутации. Здесь нет трупов на постели, но есть обожжённые тела. Здесь нет насилия, но есть сцена с оральной лаской... И вот здесь предлагаю поговорить подробнее.

Публика, разумеется, негативно отреагировала на эту сцену. "Чернуха! Стыд! Срам!". Эм-м. Возможно, что я заблуждаюсь в своих догадках и домыслах, но вот что я думаю на этот счёт...

Сцена сексуального характера была нужна, чтобы показать, как человек под действием наркотического эффекта теряет смысл всего. Теряет даже тягу к удовольствию, ведь удовольствие, в этом случае, для него лишь одно - очередная доза. Эта сцена подчёркивает личностное разрушение характера главного героя.

А теперь, внимание, вопрос - как ещё можно было показать данную потерю? Потерю такого чувства, как наслаждение? Оборвать прослушивание музыки и прервать чтение книги? Не то, совершенно не то. Если бы в фильме, скажем, главный герой был музыкантом, тогда, возможно, оборвать музыку и имело бы смысл. Но ведь кино основано на другом концепте - на цикле рассказов Михаила Булгакова - можно сказать, основано на реальных событиях.

В XX-ом веке действительно была такая проблема, что многие врачи становились морфинистами. Всё ввиду того, что у них был постоянный доступ к запасам лекарства. Причём даже знания об опасности этого анальгетика не уберегли многих отличных специалистов.

Могу со всей ответственностью заявить - картине жизненно была необходима данная сцена. Мало кого смутили затяжные эпизоды операций, мало кто начал критиковать ленту за излишнее количество ню в кадре, но вот именно оральные ласки задели многих...

Ингеборга Дапкунайте. Кадр из фильма «Морфий»
Ингеборга Дапкунайте. Кадр из фильма «Морфий»

«Морфий» - шикарное кино по всем пунктам, но всё же оно не самое любимое в репертуаре режиссёра. Есть у него более значимые фильмы для общества, которые могут подвигнуть некоторых быть лучше. А чему может научить картина о наркомане? Тому, что нельзя употреблять наркотики?

На самом деле, глупо думать именно в таком ключе. Фильму есть что сказать и что показать. К примеру, Балабанов не раз уже обращался к правде в своих произведениях - «Морфий» не стал исключением. Также автор обращает взор зрителей на безграмотность, на тщеславие, на алчность - все эти понятия режиссёр грамотно раскидал по картине.

Да, тем для разговора здесь явно хватает, как и хватает морали. Но так уж повелось, что картины «Про уродов и людей», «Брат» и «Война» способны на большие кровоизлияния в мозг. Всё-таки, «Морфий» - это не кино для семейного просмотра. Его даже порекомендовать особо нельзя, ведь многим он может не понравиться. Такой вот сложный, но в тоже время, очень важный фильм вышел у Алексея Балабанова. Фильм про то, как умирал гений...

Оценки:

  • Визуальный ряд: +1 балл;
  • Атмосфера: +1 балл;
  • Музыкальное и звуковое сопровождение: +1 балл;
  • Актёрская игра: +1 балл;
  • Операторская работа и монтаж: +1 балл;
  • Уникальность: +1 балл;
  • Экспозиция: +1 балл;
  • Завязка: +1 балл;
  • Развязка: +1 балл;
  • Общие аспекты: +1 балл.

Вердикт

Я люблю «Морфий». Я буду пересматривать эту ленту. Хотя бы раз в год, или в два, но буду. Я буду считать её одной из лучших в фильмографии режиссёра. Я хочу, чтобы каждый из тех, кто негативно высказался о картине, прочёл рассказы Булгакова. Я хочу, чтобы ни у кого не было проблемы, показанной в картине. Я хочу, чтобы Вы, мои читатели, оставались самыми лучшими.

У меня нет определённой рекомендации к «Морфию», если Вы, вдруг, его ещё не смотрели. Это кино не для всех, но всё же считаю, что по достижению определённого возраста его должен посмотреть каждый. От меня фильм забирает свои заслуженные 10 баллов из 10 возможных.

Показательный пример того, как надо снимать кино!

Карта канала «Кинотаурус»

Теперь мы в Telegram!

На этом всё. Всем спасибо за прочтение, желаю бобра и смотреть только хорошее кино ㋛