Уверен, что услышав словосочетание глэм-рок, значительная часть отечественных слушателей представит себе музыкантов Motley Crue, Dokken, Cinderella и иже с ними в характерных прикидах и с соответствующими музыкой.
Ютуб-канал Mötley Crüe
И ошибется. Glam metal или в американской интерпретации hair metal определенное родство с глэм-роком имеет. Но это два разных явления, два разных музыкальных стиля, разнесенных и во времени и в пространстве.
Глэм-рок (от слова glamorous - эффектный, шикарный) был в значительной степени британским явлением, которое стало безумно популярным в первой половине 70-х. Важной фигурой в формировании глэм-стилистики сами англичане считают британского композитора Ноэля Кауарда (Noël Peirce Coward), выделяя его песню 1931 года "Mad Dogs and Englishmen". Кауард полагал что стиль, изобретательность подачи и внешность столь же важны, как глубина и суть, а может и важнее.
Ютуб-канал lindyhoppers
Есть мнение, что глэм-рок возник как реакция на ползучее доминирование прогрессивного рока с его замысловатостью, сложностью и концептуальностью. Часть публики, особенно молодой, воспринимала его скучным и лишенным драйва и возможно была в чем-то права. Танцевать и отрываться после тяжелой трудовой недели под прог проблематично. Вдобавок глэм-рокеры отвергли революционную риторику рок-сцены конца 1960-х годов. Вместо сложности и бунтарства они предложили вернуться к простым структурам ранней поп/рок-музыки. Таких возращений рок позже пережил ещё несколько. И не все из них воспринимаются "блюстителями чистоты рока" столь же благосклонно как глэм.
Но это если говорить об идеологии (уж простите за это слово) глэма. Музыкально же глэм находился в довольно широком диапазоне от простого гитарного рока с хардовыми риффами, яркими и цепляющими мелодиями, взятыми как будто из раннего рок-н-ролла, поп-рока и подросткового стиля bubblegum до достаточно сложного прог/арт-рока с использованием всех музыкальных инноваций того времени, сочетая и то и другое с визуальной мешаниной стилей из самых разных времен и явлений. Внешне это проявлялось в ярких нарядах, макияже и прическах, туфлях на платформе и блестках, нарочитой театральности сценических образов и откровенной сексуальности, включая гендерную двусмысленность и андрогинность.
Учитывая вышесказанное, становится понятно почему в глэме выделяют два направления. Лидером и первопроходцем того из них, что делало упор на легкость звучания и доступность самым широким слоям публики, считают T. Rex.
Ютуб-канал Антон Антонов
Появление в марте 1971 года фронтмена T. Rex Марка Болана на музыкальном шоу BBC Top of the Pops, одетого в блестки и атлас, часто упоминается как начало глэм-движения. Эстетику предложенную T. Rex подхватили Slade, Sweet, Mud
Ютуб-канал MrHaggis64
Ютуб-канал SK
чуть менее известные у нас Alvin Stardust, Gary Glitter, Mott the Hoople и многие другие.
Ютуб-канал RHINO
Ютуб-канал Emma0815007
Другую сторону глэма, более художественную, интеллектуальную и интеллигентную, воплощали Дэвид Боуи и Roxy Music. Это направление было более артистично и по-хорошему амбициозно, как в звуковом, так и в текстовом плане. Для них глэм был возможностью создавать образы персонажей по своему желанию (вспомним Зигги Стардаста), включая в них элементы профессионального грима, пантомимы и перформанса, и исследовать более глубокие стороны музыки, скрывающиеся под стильной и блестящей поверхностью. То есть, не все представители глэма хотели реального возвращения в невинную простоту раннего рока. Некоторые использовали возникшие возможности для решения собственных художественных задач.
Mister Sussex
Ютуб-канал Bryan Ferry
Стоит отметить, что мода на глэм захватила и музыкантов, напрямую к нему не относящихся. Прикольными нарядами и простыми рок-н-рольными песенками отметились такие известные персоны как Элтон Джон
Ютуб-канал SirEJ47
и Род Стюарт.
Ютуб-канал G S
Queen и Фредди Меркьюри оставили свой след в глэме с его "оборотной" глубокой стороны. Их альбомы первой половины 70-х не уступали записям ни Боуи, ни Roxy Music ни в глубине, ни в артистичности
Ютуб-канал Queen Official
Соединенные Штаты приняли глэм не столь благосклонно возможно из-за той самой игры с гендерными условностями и андрогинностью. Из британских артистов наибольший успех в США имел Дэвид Боуи. Тем не менее музыканты, в той или иной степени заигрывавшие с глэм-движением, в Штатах тоже нашлись. Среди них: Alice Cooper -
Ютуб-канал Bertha0815007
Sparks -
Ютуб-канал SparksPropaganda
Suzi Quatro -
Ютуб-канал Suzi Quatro Music Videos
И наиболее близкий к британскому варианту глэма и практически неизвестный среди российских любителей рока Брюс Кэмпбелл, выступавший под сценическим псевдонимом Jobriath
Ютуб-канал ecubyan0
Но самым известным американским глэм-актом стали New York Dolls
Ютуб-канал strettonbull
Мне кажется, что парни чуть-чуть опередили своё время, взяв на вооружение глэм-образы и предвосхитив панк-звучание и манеры звезд "волосатого" металла.
Период расцвета глэма датируется 1971-75 гг. На этом карнавал закончился. Большинство оставшихся на плаву звёзд глэма либо снизили качество выпускаемых работ, либо начали отход от стиля. Но влияние глэм-рока простирается далеко за пределы одной пятилетки. Его находят и в том самом глэм-метале (или hair metal'е), с которого я начал заметку, и в панке, и в пост-панке, и в "новой волне", и в готик-роке, и даже в visual key. В основном это, разумеется, чисто внешняя, визуальная сторона стиля. Грим, костюмы, театральность образов и подачи, красочный перформанс - все уже перечисленные ранее в заметке характеристики. В таком виде отголоски глэм-рока докатились практически и до сегодняшнего дня.
Ютуб-канал PLACEBO
Подводя итог, выскажу несколько соображений касательно вопросов, возникающих в связи со стилем глэм-рок, в том числе и уже звучавших в комментариях к предыдущим заметкам цикла "История рока".
Вопрос первый. Базируется ли отличие глэма от других стилей и субстилей рока только на его музыкальном своеобразии? Ответ: скорее нет, чем да. Наоборот, визуальная и временная составляющие превалируют в определении принадлежности группы к данному субстилю. Такой подход не является редкостью в музыкальной журналистике, пишущей о популярной музыке. Я неоднократно отмечал этот факт в своих заметках на канале. Музыкально же глэм-рок лежит в достаточно широком диапазоне и по "тяжести" и по сложности. Но в целом, несмотря на наличие некоторого уклона в поп-рок, тяготеет к харду.
Отсюда вытекает ответ на второй вопрос. Является ли глэм самостоятельным стилем или субстилем харда? Мне ближе вторая точка зрения.
И последнее. Достаточно часто в связи с глэм-роком упоминают ещё один субстиль, именуемый глиттер (блестящий) рок, описывая его как самую яркую и наименее интеллектуальную сторону глэма. Мне кажется, что не стоит "умножать число сущностей сверх необходимого". Я для себя глиттер из глэма не выделяю. Но не настаиваю на 100%-ной верности такого взгляда.
#glam rock #hard rock
Продолжение следует...
Предыдущие заметки:
Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 1.
Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 2. История рока - Рок-н-ролл.
Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 3. История рока - Ранний поп-рок и сёрф.
Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 5. История рока - фолк-рок.
Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 6. История рока - психоделический рок.
Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 7. История рока - поп-рок второй половины 1960-х.
Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 9. История рока - блюз-рок. Эта музыка будет вечной.
Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 12. История рока - субстили харда. Heavy psych.