Найти в Дзене
Андрей Иванов

Чкалов Валерий Павлович. (ч.6 ОСОАВИАХИМ)

Краткая биографическая повесть, исправленная и дополненная. (по материалам форума выпускников Борисоглебского ВВАУЛ, авт. Владимир Сигаев)

Ленинградский ОСОАВИАХИМ
23 января 1927 года было создано Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ), которое своей целью ставило патриотическое воспитание своих членов и подготовку их защите Родины.
После увольнения из РККА Валерий Чкалов вернулся в Ленинград. Долго не мог устроиться на работу. Наконец, в начале 1929 года его приняли лётчиком-инструктором в Ленинградский ОСОАВИАХИМ, где он выполнял прогулочные и агитационные полёты, "катал" на тихоходном "Юнкерсе" (
Junkers F-13) желающих полетать. В кабину самолёта, помимо лётчика и механика, помещались четыре пассажира. Средства, получаемые от платных полётов, шли на организацию и содержание планёрного кружка.

Чкалов в ленинградском ОСОАВИАХИМе
Чкалов в ленинградском ОСОАВИАХИМе
-2

Конечно, это было совсем не то, о чём он мечтал. Но другой возможности находиться в небе не представлялось. А летать Чкалов очень хотел. Это было ему совершенно необходимо. Без этого он сразу мрачнел, скучнел и терял интерес к жизни.
Охотно поднимал лётчик в полёт хрупкие планёры, построенные энтузиастами конструкторами Ленинградского аэроклуба.
В некоторых источниках пишут, что в ОСОАВИАХИМе Чкалов испытывал лёгкий одноместный самолёт (авиетку)
"Лакм-1" (Ленинградский аэроклуб-музей), но первый полёт и испытания этого самолёта были проведены ещё до Чкалова, в конце сентября 1928 года. Но на авиетке "ЛАКМ-1" В.П. Чкалов всё-таки полетал в 1930 году, когда работал инструктором планерной секции Ленинградского аэроклуба-музея.
О периоде работы Чкалова в Лениградском ОСОАВИХИМе рассказывает Владимир Лазаревич Зархи, который в это время летал бортмехаником с Чкаловым. В восьмом номере
журнала "Костёр" за 1965 год были опубликованы воспоминания Владимира Лазаревича "Два рассказа о В.П. Чкалове" (информация с канала "Записки истории").
"Воздушный поединок"
"Этот "поединок" состоялся в 1929 году... На том же самом аэродроме, с которого Валерий Павлович возил ленинградцев на воздушные прогулки, находились самолеты международной линии Ленинград—Кенигсберг. Их обслуживали советские и немецкие летчики...
И вот мы с Валерием Павловичем поднялись в воздух, полетали минут пятнадцать, проверили все, что должны были проверить, и уже собирались идти на посадку. В это время мы вдруг увидели, что на нас в лобовую атаку идет ("немецкий") самолет... Валерий Павлович принял вызов. Не такой он был человек, чтобы уклониться от "боя". Это был самый настоящий лобовой таран... Но в последнее мгновение немец скользнул вниз... Тогда Чкалов заложил самолет в крутой вертикальный вираж, выйдя из которого, "сел на хвост" немца."
Этот "воздушный бой" случайно видел командующий ВВС округа Пётр Христофорович Межерауп "...У Межраупа мы получили грозный разнос и приказ о пятнадцати сутках ареста. Слушая этот разнос, я смотрел на Чкалова и еле сдерживался от смеха. Он стоял, опустив голову, как провинившийся школьник, и даже не пытался оправдываться. А когда Межрауп кончил нас разносить Валерий Павлович робко сказал: "Он первый начал..."
Чуть позже, разобравшись,
Межрауп отменил свой приказ об аресте.

Фото из журнала "Костёр" № 8 1965 г.
Фото из журнала "Костёр" № 8 1965 г.

"Будничный подвиг"
Лётные происшествия и аварии, к сожалению, неотъемлемая часть лётной работы. Очередная авария случилась у Валерия Чкалова в ноябре 1929 года. Вот как об этом случае рассказывал В.Л. Зархи со слов его товарища, участника тех событий, бортмеханика Чкалова Николая Николаевича Иванова.

Ленинградский ОСОАВИАХИМ, (слева на право) Н. Иванов, В. Чкалов...
Ленинградский ОСОАВИАХИМ, (слева на право) Н. Иванов, В. Чкалов...

"Это было в ноябре 1929 года. (по уточнённым данным 26 февраля 1930 г.). Шла горячая пора коллективизации. Валерий Павлович получил задание: вылететь в Боровичи, там принять на борт агитатора и листовки и облететь труднодоступные из-за бездорожья районы. Летел Чкалов на самолете-амфибии «Ш-I».

Самолет-амфибия "Ш-I"
Самолет-амфибия "Ш-I"

Посадка была возможна и на суше и на воде. Задание Валерий Павлович выполнил хорошо, агитатор побывал во многих местах, и вот наступил день вылета в Ленинград. Сейчас у нас уже хорошо научились предсказывать погоду, очень редко синоптики ошибаются. А тогда ошибки бывали частенько. Ошиблись синоптики и на этот раз. «Дали» хорошую погоду. Чкалов и Иванов вылетели из Боровичей... Скоро видимость стала плохой, и Чкалову пришлось вести машину вдоль железнодорожного полотна... Позднее, полёты вдоль железной дороги лётчики в шутку будут называть "полётом по компасу Когановича" (Каганович Л.М. – с 1935 г. Нарком путей сообщений).
...И в этот момент впереди вырисовываются контуры железнодорожного виадука. Чкалов пытается поднять машину, чтобы перелететь виадук. Не тут-то было! Машина не поднимается ни на метр, настолько она обледенела... И вот здесь побеждает высокая точность расчета и мастерство исполнения. Ручку от себя! — последний шанс увеличить скорость самолета переходом в маленькое пике. Почти касаясь рельсов, самолет идет под мост. Валерий Павлович выпустил лыжи. Одна лыжа уже скользнула по рельсу. Еще немного — и амфибия благополучно села бы на рельсы. Но благополучия в этом полете так до конца и не было. Вылетев из-под виадука, самолет задел плоскостью столб семафора. Машину резко развернуло влево, она ударилась о рельсы, и, таким образом, помимо воли летчика, приземлилась, только не вдоль железнодорожного полотна, а поперек. Чкалов и Иванов отделались легкими ушибами, вылезли из самолета, размялись.

Железнодорожный виадук с семафором. (Примерно под таким пролетел Чкалов)
Железнодорожный виадук с семафором. (Примерно под таким пролетел Чкалов)
Виадук в районе города Кириши (бывшее село Сольца) Ленинградской обл. (современный вид)
Виадук в районе города Кириши (бывшее село Сольца) Ленинградской обл. (современный вид)

Ну вот, теперь можно и покурить, — сказал Валерий Павлович и достал портсигар. Но покурить не пришлось. Раздался паровозный гудок. Валерий Павлович и Николай Николаевич, оба физически очень сильные («два медведя в одной кабине» — шутили о них летчики), молча, не сговариваясь, подняли машину за хвост и потащили ее прочь с полотна. Показался товарный поезд. Николай, оставайся, я поехал за помощью, — Чкалов прыгнул на подножку товарного вагона с тамбуром для кондуктора и весело помахал рукой своему бортмеханику."
По факту аварии самолета было заведено уголовное дело. В ходе следствия экипаж оправдали - "Виноваты метеоусловия".
Есть предположение, что виадук, под которым пролетел Чкалов находился (и находиться сейчас) в районе города Кириши (бывшее село Сольца) Ленинградской обл. Дело в том, что на картах того времени на маршруте полёта из Боровичей в Ленинград других виадуков не было.
Друзья Чкалова всё это время просили начальство за "опального" лётчика. Однажды на аэродроме Громов и Юмашев подошли к
Якову Ивановичу Алкснису, который в то время был заместителем начальника ВВС РККА и попробовали ему объяснить:
"— Дело в том, что все мы — с кипучим молодым темпераментом, но похитрее: делаем не на глазах, а поодаль. А Чкалову скучно в части, он полон энергии и не знает, куда её девать. Дайте ему настоящую работу лётчика-испытателя. Вот там ему придётся голову поломать и хулиганить будет некогда.
— Вот это, пожалуй, аргумент убедительный, — сказал Алкснис.
— Он же храбр и полон энергии, — продолжали мы.
— Правильно, вы меня убедили."

Чкалов был возвращён в "большую" авиацию и получил работу испытателя.