Краткая биографическая повесть, исправленная и дополненная. (по материалам форума выпускников Борисоглебского ВВАУЛ, авт. Владимир Сигаев)
Ленинградский ОСОАВИАХИМ
23 января 1927 года было создано Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ), которое своей целью ставило патриотическое воспитание своих членов и подготовку их защите Родины.
После увольнения из РККА Валерий Чкалов вернулся в Ленинград. Долго не мог устроиться на работу. Наконец, в начале 1929 года его приняли лётчиком-инструктором в Ленинградский ОСОАВИАХИМ, где он выполнял прогулочные и агитационные полёты, "катал" на тихоходном "Юнкерсе" (Junkers F-13) желающих полетать. В кабину самолёта, помимо лётчика и механика, помещались четыре пассажира. Средства, получаемые от платных полётов, шли на организацию и содержание планёрного кружка.
Конечно, это было совсем не то, о чём он мечтал. Но другой возможности находиться в небе не представлялось. А летать Чкалов очень хотел. Это было ему совершенно необходимо. Без этого он сразу мрачнел, скучнел и терял интерес к жизни.
Охотно поднимал лётчик в полёт хрупкие планёры, построенные энтузиастами конструкторами Ленинградского аэроклуба.
В некоторых источниках пишут, что в ОСОАВИАХИМе Чкалов испытывал лёгкий одноместный самолёт (авиетку) "Лакм-1" (Ленинградский аэроклуб-музей), но первый полёт и испытания этого самолёта были проведены ещё до Чкалова, в конце сентября 1928 года. Но на авиетке "ЛАКМ-1" В.П. Чкалов всё-таки полетал в 1930 году, когда работал инструктором планерной секции Ленинградского аэроклуба-музея.
О периоде работы Чкалова в Лениградском ОСОАВИХИМе рассказывает Владимир Лазаревич Зархи, который в это время летал бортмехаником с Чкаловым. В восьмом номере журнала "Костёр" за 1965 год были опубликованы воспоминания Владимира Лазаревича "Два рассказа о В.П. Чкалове" (информация с канала "Записки истории").
"Воздушный поединок"
"Этот "поединок" состоялся в 1929 году... На том же самом аэродроме, с которого Валерий Павлович возил ленинградцев на воздушные прогулки, находились самолеты международной линии Ленинград—Кенигсберг. Их обслуживали советские и немецкие летчики...
И вот мы с Валерием Павловичем поднялись в воздух, полетали минут пятнадцать, проверили все, что должны были проверить, и уже собирались идти на посадку. В это время мы вдруг увидели, что на нас в лобовую атаку идет ("немецкий") самолет... Валерий Павлович принял вызов. Не такой он был человек, чтобы уклониться от "боя". Это был самый настоящий лобовой таран... Но в последнее мгновение немец скользнул вниз... Тогда Чкалов заложил самолет в крутой вертикальный вираж, выйдя из которого, "сел на хвост" немца." Этот "воздушный бой" случайно видел командующий ВВС округа Пётр Христофорович Межерауп "...У Межраупа мы получили грозный разнос и приказ о пятнадцати сутках ареста. Слушая этот разнос, я смотрел на Чкалова и еле сдерживался от смеха. Он стоял, опустив голову, как провинившийся школьник, и даже не пытался оправдываться. А когда Межрауп кончил нас разносить Валерий Павлович робко сказал: "Он первый начал..."
Чуть позже, разобравшись, Межрауп отменил свой приказ об аресте.
"Будничный подвиг"
Лётные происшествия и аварии, к сожалению, неотъемлемая часть лётной работы. Очередная авария случилась у Валерия Чкалова в ноябре 1929 года. Вот как об этом случае рассказывал В.Л. Зархи со слов его товарища, участника тех событий, бортмеханика Чкалова Николая Николаевича Иванова.
"Это было в ноябре 1929 года. (по уточнённым данным 26 февраля 1930 г.). Шла горячая пора коллективизации. Валерий Павлович получил задание: вылететь в Боровичи, там принять на борт агитатора и листовки и облететь труднодоступные из-за бездорожья районы. Летел Чкалов на самолете-амфибии «Ш-I».
Посадка была возможна и на суше и на воде. Задание Валерий Павлович выполнил хорошо, агитатор побывал во многих местах, и вот наступил день вылета в Ленинград. Сейчас у нас уже хорошо научились предсказывать погоду, очень редко синоптики ошибаются. А тогда ошибки бывали частенько. Ошиблись синоптики и на этот раз. «Дали» хорошую погоду. Чкалов и Иванов вылетели из Боровичей... Скоро видимость стала плохой, и Чкалову пришлось вести машину вдоль железнодорожного полотна... Позднее, полёты вдоль железной дороги лётчики в шутку будут называть "полётом по компасу Когановича" (Каганович Л.М. – с 1935 г. Нарком путей сообщений).
...И в этот момент впереди вырисовываются контуры железнодорожного виадука. Чкалов пытается поднять машину, чтобы перелететь виадук. Не тут-то было! Машина не поднимается ни на метр, настолько она обледенела... И вот здесь побеждает высокая точность расчета и мастерство исполнения. Ручку от себя! — последний шанс увеличить скорость самолета переходом в маленькое пике. Почти касаясь рельсов, самолет идет под мост. Валерий Павлович выпустил лыжи. Одна лыжа уже скользнула по рельсу. Еще немного — и амфибия благополучно села бы на рельсы. Но благополучия в этом полете так до конца и не было. Вылетев из-под виадука, самолет задел плоскостью столб семафора. Машину резко развернуло влево, она ударилась о рельсы, и, таким образом, помимо воли летчика, приземлилась, только не вдоль железнодорожного полотна, а поперек. Чкалов и Иванов отделались легкими ушибами, вылезли из самолета, размялись.
Ну вот, теперь можно и покурить, — сказал Валерий Павлович и достал портсигар. Но покурить не пришлось. Раздался паровозный гудок. Валерий Павлович и Николай Николаевич, оба физически очень сильные («два медведя в одной кабине» — шутили о них летчики), молча, не сговариваясь, подняли машину за хвост и потащили ее прочь с полотна. Показался товарный поезд. Николай, оставайся, я поехал за помощью, — Чкалов прыгнул на подножку товарного вагона с тамбуром для кондуктора и весело помахал рукой своему бортмеханику."
По факту аварии самолета было заведено уголовное дело. В ходе следствия экипаж оправдали - "Виноваты метеоусловия".
Есть предположение, что виадук, под которым пролетел Чкалов находился (и находиться сейчас) в районе города Кириши (бывшее село Сольца) Ленинградской обл. Дело в том, что на картах того времени на маршруте полёта из Боровичей в Ленинград других виадуков не было.
Друзья Чкалова всё это время просили начальство за "опального" лётчика. Однажды на аэродроме Громов и Юмашев подошли к Якову Ивановичу Алкснису, который в то время был заместителем начальника ВВС РККА и попробовали ему объяснить:
"— Дело в том, что все мы — с кипучим молодым темпераментом, но похитрее: делаем не на глазах, а поодаль. А Чкалову скучно в части, он полон энергии и не знает, куда её девать. Дайте ему настоящую работу лётчика-испытателя. Вот там ему придётся голову поломать и хулиганить будет некогда.
— Вот это, пожалуй, аргумент убедительный, — сказал Алкснис.
— Он же храбр и полон энергии, — продолжали мы.
— Правильно, вы меня убедили."
Чкалов был возвращён в "большую" авиацию и получил работу испытателя.