Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

Базовые понятия об окружающем мире, которые должны знать дошкольники 2-5 лет

Оглавление

Часто можно услышать совет такого типа:"Чтобы дети развивались, с ними надо говорить!". Думаю, все понимают, что с детьми действительно надо говорить, однако многих родителей, особенно неопытных, тут могут посещать вопросы из серии: "А о чём говорить?", "А правильно ли я говорю?", "А какой толк от этого всего будет ребёнку?". Если вы задаётесь подобными вопросами, то знайте, что всё уже давно придумали за нас - эффективно рассказывать об окружающем мире хорошо помогают занятия и диалоги по лексическим темам.

Поначалу, честно скажу, я этот вид занятий невзлюбила, так как из Лёвы любые развернутые ответы приходилось буквально тащить клещами. Зато сейчас я могу с уверенностью сказать, что их точно придумали не только для того, чтобы бездумно заучить какие-то простые факты, как может показаться на первый взгляд.

Благодаря лексическим темам ребёнок учится связно и развёрнуто выражать свои мысли, у него тренируется память и растёт общая осведомлённость об окружающем мире (на тесте Векслера потом это всё пригодится!). А ещё активно развивается внутренняя речь, толкающая мышление на новый уровень и помогающая ребёнку думать, прежде чем что-либо делать, а не наоборот.

Базовые лексические темы во многом одинаковы почти для всего дошкольного возраста. Но каждый год взросления ребёнка они усложняются и обрастают подробностями. Также, могут выпадать совсем уж "малышовые" темы и добавляться новые для детей постарше.

Ниже я разместила список самых базовых тем для разговоров и развития у ребёнка представлений о том, что его окружает. Нормы по возрасту тут довольно условны и больше призваны показать как может расширяться количество представлений о чём-либо у ребёнка с возрастом. Если понятно, что знания на 2-3 года ребёнком усвоены, то можно попробовать их усложнять, добавляя понятия из пунктов на 4-5 лет.

картинка из открытых источников
картинка из открытых источников

1. Семья

2-3 года: как зовут ребёнка, с кем живет ребенок, имена родственников ближайшего окружения, родственные отношения с ними (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.), описание какими видит их ребёнок (хорошими, добрыми, ласковыми и т.д.);

С 4-5 лет: кем и с чем работают родственники, кем приходятся друг другу (например, бабушка - это мама мамы, а сам ребёнок - внук бабушки), к знанию имени добавляется знание фамилии и отчества, кто в семье старше/младше, что любят делать члены семьи и чем ребёнок любит заниматься с ними, домашний адрес.

2. Человек

2-3 года: основные части тела (руки, ноги, глаза, уши, рот и др.), пол - мальчик/девочка, мужчина/женщина, эмоциональное состояние - расстроился, устал, обрадовался и т. д.;

4-5 лет: познания расширяются до более мелких частей тела (затылок, темя, виски, локоть, запястье, лодыжка, бедро и т.д.), за что отвечает часть тела (ушами мы слушаем, глазами видим и т.д.). Можно познакомить ребёнка с базовой анатомией и показывать в энциклопедиях, рассчитанных на детей, что у людей есть внутренние органы (сердце, желудок, мозг и т.д.), рассказывая про их функции, оговаривается общий возраст (младенец, ребёнок, подросток, молодой, взрослый, пожилой).

3. Группы предметов

2-3 года: названия обиходных предметов - посуды, игрушек, мебели, бытовой техники, их назначение, уточнение цвета и размера (шкаф большой, табуретка маленькая и т.д.);

4-5 лет: из чего сделан предмет (кожа - кожаный, метал - металлический), мелкие детали предметов (ножки стула, ручки у кружек, носик у чайника и т. д.).

4. Одежда, обувь, головной убор

2-3 года: названия, куда одеваем, какая бывает одежда и обувь (зимняя/летняя, домашняя/на выход, цвет одежды и кто может носить (мальчик/девочка/унисекс);

4-5 лет: из какого материала сделан предмет одежды или обуви, какие у неё есть детали (молнии, пуговицы, каблук, рукав), как можно ухаживать (гладить, стирать, чистить).

5. Животные и птицы

2-3 года: названия, где живут, что кушают, как говорят, как называются их детёныши;

4-5 лет: деление на домашних и диких животных и птиц, зимующие и впадающие в спячку/перелётные животные и птицы, какую пользу или вред приносят, какие части тела имеют (крылья, хвост, копыта), как могут защищаться от врагов (черепаха прячется в панцире, кошка царапается когтями и т.д.), из какой части света (Африка, Азия). Для детей помладше континенты могут быть сложны, поэтому могут использоваться категории-заменители, например, "из жарких стран".

6. Растения (цветы, деревья, овощи и фрукты)

2-3 года: названия, какого цвета, что это (гриб, цветок, дерево и т.д.), размер.

4-5 лет: части растений (лист, корни, стебель, шляпка), съедобные/несъедобные/ядовитые растения, где растут (в лесу, в саду, в поле, в огороде, на дереве/кусте), что можно из них приготовить.

7. Времена года

2-3 года: название времени года, базовые признаки (погодные явления (например, осенью становится холодно, часто идут дожди, дует холодный ветер), желтеют листья, люди начинают одевать тёплые вещи).

4-5 лет: месяца каждого времени года, что делают в определённое время года люди (например, осенью убирают урожай), что делают животные и птицы (впадают в спячку, улетают в тёплые края или наоборот), что можно делать на улице (кататься на санках зимой, загорать летом), сезонные праздники.

Эти понятия являются основными и, как правило, в том же детском саду их изучают в первую очередь. Детям постарше (5-6 лет) добавляют и другие темы: профессии, транспорт, спорт, космос, родная страна и город, праздники, насекомые, морские жители, время суток и дни недели и т.д.

Работать по лексическим темам с говорящим ребёнком можно начиная уже с 2-3 лет. Если у ребёнка нет проблем с развитием и он охотно общается с родителями и ближайшим окружением, то в принципе совсем необязательно муштровать малыша за столом - каждый взрослый может мимоходом обо всё этом разговаривать, выспрашивать и давать ответы.

Куда сложнее с неговорящими детьми. В 2,5 Лёва не то что не говорил, он даже ещё речь толком не понимал со своей сенсомоторной алалией, поэтому в этом возрасте мы условные "овощи/фрукты" учили узнавать хоть бы на слух и внешний вид. Полноценно проговаривать что-то стало возможным только с 5 лет, так как именно в этом возрасте уровень владения речью у сына достиг корявеньких, но более-менее развёрнутых предложений. Но, как и любой алалик, Лёва испытывал трудности с рассказом. И здесь нам помогли "шпаргалки" - мнемотаблицы по лексическим темами, например, вот такая таблица про одежду:

мнемотаблица для лексической темы (из открытых источников)
мнемотаблица для лексической темы (из открытых источников)

Вы можете сами найти похожие вещи в яндекс картинках на самые разные темы по запросу: "Лексическая тема *название того, что вы хотите проговорить* мнемотаблица".

Мнемотаблицы хороши тем, что вы сами наглядно видите алгоритм вопросов по каждому явлению/предмету и ребёнок тоже быстро ориентируется о чём именно его просят рассказать. Если поначалу повествование всё равно будет идти с некоторыми затруднениями, так как темы всё-таки новые, то потом ребёнок начинает довольно бодро рассказывать и запоминать про всё, что нужно, получая очередной плюсик к развитию.

Спасибо, всем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Как можно помогать развитию ребёнка, не усаживая его за стол?

Развитие пространственного мышления у детей от 0 до 7 лет

Тест на интеллект Векслера - наш опыт и немного о том, почему детям 4-6 лет могут задавать заведомо сложные вопросы