Найти тему

114. Навыки счастья (Soft Skills). Проактивность.

4 уровень развития метанавыков линии реализации - Р4 связан с понятием «проактивность» и со способностью реализовывать задачи, не подкрепленные «внешней мотивацией». Навыки 4 уровня - это навыки необходимые для преодоления кризиса «интереса» и дальнейшего развития. На более низких уровнях развития все задачи, с которыми сталкивается человек, как правило, имеют внешнюю мотивацию, то есть, заданы извне. Их просто «надо» реализовывать. Это может быть буквальное принуждение, когда родители или «старший по званию» заставляет делать что-то – уборку, домашнее задание, утреннюю гимнастику и пр. Но чаще это «внешняя мотивация», имплементированная в наше «подсознание». Нам по определению «надо» - получить образование, купить квартиру, машину и далее по списку, в зависимости от того в какой среде вы воспитывались. Реализовать эти цели просто необходимо – иначе не понятно, как жить. И эта «внешняя мотивация» формирует то, что мы называем «внутренним намерением» - то, что обеспечивает достижение результата. Эта ситуация отлично иллюстрирует разницу между желанием и намерением - мы даже не то, чтобы хотим получать это образование, его просто обязательно надо получить, иначе мы точно не будем счастливы. Подобного рода намерения формирует наше окружение – семья и школа, и, чаще всего, помимо нашей воли и осознанного выбора. Это необходимый определенный этап развития – социализация, обществу нужно сформировать подобные намерения у всех его членов, без этого оно просто не сможет существовать. Обществу нужно, чтобы все его участники зарабатывали себе на хлеб, платили налоги, рожали детей и вкладывали в них те же программы. Другое дело человек, преодолевший кризис интереса – у него возникает огромное количество желаний, которые не имплементированы в него извне, за реализацию которых он принимает на себя осознанную ответственность. Он становится «проактивным» в отношении собственной жизни, то есть не только самостоятельно, осознанно и свободно выбирает свои жизненные цели, но и осмысленно несет все издержки по их реализации.

Слово «проактивный» было впервые использовано Виктором Франклом, одним из лидеров гуманистического направления в психологии, автором системы логотерапии, в его книге «Человек в поисках смысла». Проактивным он назвал человека, принимающего ответственность за себя и свою жизнь, а не ищущего причин происходящих с ним событий в окружающих людях и обстоятельствах, в отличии от человека реактивного, который мотивируется внешними обстоятельствами и на них же переносит ответственность за происходящее с ним. Терминам практивность- реактивность близки другие психологические категории – внутреннего и внешнего «локус-контроля» и «локализации контроля волевого усилия» из гештальт-терапии.

Все это прекрасно, у нас формируется проактивное отношение к своим целям и желаниям. Но сложность в том, что достигать результатов в этой ситуации гораздо сложнее, так как желание еще не есть намерение. А, как мы уже обсудили, реализуются лишь намерения.

Вообще типичное поведение подростка, только что преодолевшего кризис интереса, выглядит следующим образом: он начинает интересоваться всем и сразу, ни в чем не достигая какого-либо существенного результата, одно увлечение сменяется другим. Новый проект завершается, толком не начавшись, и формируется новая идея. Такое поведение несколько смущает родителей, ведь в их понимании нужно добиваться конкретных ощутимых результатов. Но в общем, оно совершенно нормально на этой стадии развития. Именно здесь у подростка формируется пространство, в котором он в дальнейшем будет осуществлять выбор своей жизненной стратегии и чем больше это пространство, тем лучше.

То есть первой («мужской») стороной этого навыка является способность проявлять инициативу в отношении своих целей, формировать собственные задачи и проекты.

Но с другой стороны и результатов каких-то достигать нужно, так как именно они приносят наибольшую радость. Такое бурное исследовательское поведение хорошо только на начальной стадии пребывания на этом уровне. Со временем достижение конкретных результатов становится просто необходимым, ведь очень многие из тех, кто перешел на этот уровень так на нем и застрянут на всю жизнь. И именно здесь понадобиться преобразовать желание в намерение, так как именно наличие намерения в отношении цели является условием ее достижения. И тут в силу вступает вторая, женская сторона этого навыка - магия формирования намерения.
Конечно, Р4 базируется на предыдущих метанавыках линии реализации: Р1 – способности формировать и развивать в себе новые навыки, Р2 – исполнять различные социальные ритуалы и правила и Р3 – умения реализовать долгосрочные цели и проекты. И конечно эти навыки должны быть прокачаны на соответствующем уровне.

Р4 добавляет к ним только то, что цели становятся проактивными, т.е. авторскими, и необходимым становится умение самостоятельно формировать намерения их достижения. О техниках поговорим в следующих выпусках.

Гриша Сотников. 27.10.2020.