Мы с вами уже знаем, как и почему школьник становится «необучаемым», и даже начертили маршрут, следуя которому с «необучаемостью» можно гарантированно справиться.
Сегодня, когда мама приводит к нам паренька и просит помочь ему не остаться на второй год в седьмом классе, мы не станем с ним даже пытаться разбирать предметы этого года обучения. Мы тестируем школьника, выясняем, что он читает по слогам, не воспроизводит учебный материал второго класса и даже путает значения слов «перед» и «после». (Конечно, школьные учителя будут считать его необучаемым! Но как он вообще оказался в седьмом классе?!)
Мы достаём материалы для обучения второклассника и начинаем работать с того места, где школьнику было всё понятно. Уже через месяц мама не перестаёт удивляться тому, с каким желанием и энтузиазмом её ребёнок, всегда раньше прогуливавший школу, стремится к знаниям. А мальчишка оказывается не просто способным, а талантливым. Просто когда-то в школе ему хватило одного Букваря, чтобы обнулить всё своё желание учиться…
Итак, «ЛЕКАРСТВО» ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКА МЫ НАШЛИ. Используя его, теперь можно спасти любого застрявшего ученика.
Осталось создать «вакцину», которая позволит гарантированно защитить каждого школьника от застревания. Давайте этим и займёмся. Прямо сейчас. И снова применим наблюдение и анализ.
В силу своей индивидуальности школьники, выполняя в классе одинаковые учебные действия, в принципе НЕ МОГУТ одновременно достигать успеха. Любая попытка навязать всему классу единый темп обучения обречена на провал.
Декларируя свободу творчества учителя, государство надеется, что педагоги что-нибудь придумают, как-нибудь справятся с этой проблемой, а фактически делает их без вины виноватыми. Потому что невозможно стабильно достигать результата, нарушая объективные законы.
Выход есть!
И он - в отказе от единого календарного учебного графика. Но как это сделать?
Совершая свой ежедневный подвиг, учитель использует разные изобретения, чтобы занять уроком очень разных детей. Одна из таких находок – индивидуальные задания.
Почему бы не пойти дальше и не распространить эту находку на весь класс?
Для начала пусть эти индивидуальные задания будут одинаковыми для всех учеников. Лист с такими заданиями может быть рассчитан на изучение большой темы. В этом листе одно за другим указаны ДЕЙСТВИЯ, которые школьник должен последовательно выполнить: прочитать указанные страницы учебника, посмотреть видео, решить задачку, написать короткое эссе, выполнить практическое задание и так далее.
Задания у всех учеников одинаковые. Каждый школьник получает возможность выполнять эти задания в своём темпе. Работа учителя сводится к сопровождению учеников.
Большая их часть будет обходиться без помощи учителя. Кто-то будет продвигаться быстрее других, таких учитель может взять в помощники. Кто-то будет идти медленно, даже застревать. Им придётся помогать.
С таким маршрутным листом ни один школьник не будет бездельничать на уроке, даже на самой последней парте.
Учителю не нужно проверять домашнюю работу, потому что домашних заданий нет, всё выполняется в школе.
Учителю не нужно объяснять новый материал, всё расписано и показано в инструментах ученика.
Учителю не нужно оценивать работу школьника. По двум причинам: во-первых, школьник САМ себя оценит по тому, насколько он продвинулся по маршрутному листу. А ещё сравнит себя с одноклассниками и при необходимости САМ примет решение ускориться. А во-вторых, теперь единственным критерием успеха служит умение школьника применять изученное: умеет применять – идёт дальше, не умеет – изучает до тех пор, пока не научится, и только потом идёт дальше. Учитель не придумывает оценки, он констатирует – умеет или не умеет.
Школьная отметка не нужна. И пробелы в знаниях исключены.
Здесь есть ещё много вкусностей. Но давайте растянем удовольствие…