Найти тему
Андрей Иванов

Чкалов Валерий Павлович (ч.2 1923-1924гг жизни)

Краткая биографическая повесть, исправленная и дополненная. (по материалам форума выпускников Борисоглебского ВВАУЛ, авт. Владимир Сигаев)

2-я военная школа летчиков Красного Воздушного Флота. Борисоглебск.

Учебный самолёт "Авро"
Учебный самолёт "Авро"

В соответствии с Приказом Начальника Главного управления РККВВФ РККА (Знаменский Андрей Александрович) № 174 от 29.12.1922 г. в Москве 5 января 1923 г. началось формирование новой авиационной школы с последующим местом базирования в г. Борисоглебск. Школе было присвоено наименование "2-я военная школа летчиков Красного Воздушного Флота". 5 января 1923 года В.М. Ремезюк, Ф.И. Шатов и К.Ф. Капустян приступили к формированию 2-й ВШЛ. Всё, что выделялось для 2-й ВШЛ, сосредоточивалось на московском аэродроме. С 6 по 13 апреля школа двумя эшелонами передислоцировалась из Москвы в Борисоглебск. Первоначально школа занимала старые казармы кавалерийской дивизии. Самолёты поставили вблизи 1-го и 2-го кавалерийских манежей, а личный состав поселился в казармах и на частных квартирах в городе.
16 апреля 1923 г. Чкалов с товарищами прибыл в Борисоглебск. 25 апреля начались первые полёты постоянного состава по вводу в строй инструкторов, и первые занятия, положившие начало лётному обучению учлётов.
В Борисоглебской лётной школе Чкалов сразу же включился в работу. Его можно было видеть на перестройке кавалерийского манежа, в ангаре и на аэродроме, в мастерских на сборке самолётов и в библиотеке. В свободное время, как и в Егорьевске, он увлекался футболом, участвовал в художественной самодеятельности. Всюду успевал этот энергичный, подвижный и общительный волжанин.
В Борисоглебске Валерий Чкалов попал в отряд
Н.Ф.Попова в лётную группу лётчика-инструктора Очева Вениамина Алексеевича, очень требовательного и строгого лётчика. Обучение летному мастерству началось с рулёжки на самолете "Моран-Парасоль". Рулёжка в то время входила в программу обучения учлётов и производилась на самолётах, у которых с плоскостей была снята обшивка, чтобы самолёт не взлетел. Учлёты учились управлять самолётом на земле при разбеге, имитируя взлёт, и на пробеге - посадку. В этих случаях очень важно уметь выдерживать направление рулёжки. Такие упражнения Чкалов выполнял отлично и закончил рулёжку одним из первых в группе.
Если на теоретически занятиях Чкалов учился хорошо, то во время практического обучения он сразу же показал незаурядные способности, напористость, неукротимую жажду в освоении лётного мастерства.
У Чкалова было много друзей. Его уважали за прямоту, за твёрдость характера, за чуткость, отзывчивость, за стремление помочь товарищам, когда они в этом нуждались.
В августе 1923 года мечта Чк

алова осуществилась: он совершил свой первый самостоятельный вылет на самолете «Авро». Первый самостоятельный полет Валерий выполнил безукоризненно. Инструктор не скрывал удовольствия, а Валерий... Он был бесконечно счастлив, в груди его пело радостное чувство - наконец-то свершилось! Все теперь понимали: Чкалов, вылетевший первым самостоятельно в группе, способный и одаренный ученик, летает лучше других.
Вторую половину лета Чкалов провел в упорных тренировках, самостоятельных полетах: по кругу, в зону пилотирования и даже по небольшому маршруту. В полетах он был неутомим и выполнял их с большим желанием и высоким летным мастерством. Особенно Валерий любил полеты в зону... Когда он отлично освоил полеты в зону, инструктор показал Валерию, как делается "мертвая петля" и переворот через крыло. Валерию по душе пришлись эти сложные фигуры. Вскоре он научился их выполнять безукоризненно и еще больше полюбил послушную "Аврушку", как ласково называли учлеты свой аэроплан.

Командир отряда Н.Ф.Попов вспоминал о Чкалове: "среди прибывшего молодого пополнения учлетов выделялся молодой крепыш с крепкими широкими плечами. Нос орлиный, брови всегда насуплены, светлые волосы, глаза внимательны и сосредоточены. Речь медленная, спокойная, вдумчивая... Он отличался еще и сильным характером... Сидишь, иной раз в учебном самолете на инструкторском месте и чувствуешь, как этот малец, не налетавший еще и десятка часов, заставляет машину подчиняться своей воле, властвует над ней...". Его творческие поиски начались уже в этой школе, когда он, получив задание на выполнение самостоятельных виражей, начал на машине, рассчитанной только на мелкие виражи, выполнять глубокие виражи. На замечание инструктора он ответил: "Я хотел показать вам, что могу делать не только мелкие, но и глубокие виражи... Хотелось выжать из самолета все и показать, на что способна машина". И действительно, на самолетах этого типа в дальнейшем выполнялись все фигуры, вплоть до "мертвой петли".
Уже в этой школе Чкалов овладел посадкой самолета точно в "пятачок". Он всегда старался сделать больше, чем требовалось. Скажут сделать петлю - он сделает три. Он, по словам соучеников, уже в этот период управлял машиной классически...

9 октября 1923 года состоялся первый выпуск лётчиков новой школы. В аттестации Валерия было записано:
"Чкалов являет пример осмысленного и внимательного лётчика… Он быстро соображает и действует с энергией и решительностью, раскрывает причины своих ошибок и удачно их исправляет. Хорошо чувствует самолёт и скорость полёта".

2-ая Военная школа лётчиков. На добрую память Дорогому Инструктору т. Очеву от его учеников. (Слева направо: Новиков, Жабров, лётчик-инструктор В. А. Очев, Чкалов)
2-ая Военная школа лётчиков. На добрую память Дорогому Инструктору т. Очеву от его учеников. (Слева направо: Новиков, Жабров, лётчик-инструктор В. А. Очев, Чкалов)

Окончил Чкалов борисоглебскую школу с оценкой "отлично" и был аттестован как будущий летчик-истребитель. Прощаясь со школой, он оставил такую запись: "Я счастлив, что окончил школу и уезжаю с первым выпуском. Мне все-таки жаль покидать ее, ведь все здесь сделано нашими руками. Берегите школу, друзья".
Из 45 человек, окончивших Борисоглебскую школу, в октябре 1923 года в числе десяти лучших учеников, Чкалова отправляют в Москву в 1-ю высшую школу лётчиков.

1-я Высшая школа Красных военных летчиков РККА ВВФ г. Москва
...В те далекие молодые годы Советской Республики в Москве за Тверской заставой, которая располагалась вблизи Александровского (ныне Белорусского) вокзала, начиналась шоссейная дорога на Петроград.
Собственно, у Петровского дворца по этой дороге кончался город и начинались его предместья. Трамвай шел из центра до Петровского дворца и делал на кольце трамвайных путей конечную остановку. Здесь, за дворцом, благоухал Петровский парк... А напротив, через дорогу, располагалась Ходынка - огромное в то время травяное поле, превращенное в аэродром. По краям поля стояли большие брезентовые палатки для размещения самолетов, а ближе к шоссе приземистые дощатые, тщательно окрашенные ангары - мастерские прежней фирмы "Дукс", в которых ремонтировались, а в гражданскую войну и строились самолеты "Ньюпор". Вот на этом аэродроме и размещалась 1-я Высшая школа Красных военных летчиков РККА ВВФ. Через дорогу, в Стрельниковском переулке, были ее классные помещения и клуб летчиков "Крылья Коммуны".

-3

1 ноября 1923 года Валерия Чкалова зачисляют слушателем в московскую высшую авиационную школу. Здесь он уже слушатель, а не «учлёт», и самолёты здесь боевые, немецкие «Фоккеры» и английские «Мартинсайды», на которых будут обучать фигурам высшего пилотажа.
Его первым инструктором в Московской высшей школе красных военных летчиков был
Александр Иванович Жуков, выпустивший к тому времени около трехсот учеников - летчиков. В своей инструкторской книжке Жуков записал: «Чкалов простой, общительный, сильный. С неуемной жаждой к полетам и особенно к высшему пилотажу, или воздушной акробатике». Жуков был мастером высшего пилотажа, он писал: «Я сам любил эту самую акробатику. Можете представить, с каким удовольствием я обучал Валерия Чкалова и наблюдал его смелые, красивые воздушные фигуры... Валерий Чкалов - прирожденный летчик. Но подлинным артистом самого сложного, фигурного пилотирования он стал благодаря неустанному труду».

На фото: первый слева В. Чкалов, рядом А.И. Жуков. Московская авиашкола 1924 год. (Фото из альбома zaika70)
На фото: первый слева В. Чкалов, рядом А.И. Жуков. Московская авиашкола 1924 год. (Фото из альбома zaika70)

Вторым инструктором у Чкалова в московской авиашколе был Лапин Алексей Алексеевич , который впоследствии стал генерал-майором инженерно-авиационной службы, заместителем главного инженера ВВС КА.
Вскоре Чкалов перешел на другой тип самолета - "Мартинсайд". Летчики окрестили этот самолет на русский манер - "Мартыном". Выполняя самостоятельно многочисленные полеты, Валерий все более чувствовал страстное влечение к овладению самолетом так, чтобы машина выполняла любые фигуры - уставные и неуставные - по воле летчика. На "Мартинсайде" он впервые овладел такой сложной фигурой, как штопор. Надо было освоить ввод в штопор, выполнение точно определенного числа витков и, главное, безопасный и своевременный вывод из него. Сорвавшись однажды непроизвольно в штопор на "Мартинсайде", Чкалов с трудом вывел его у самой земли, чем вызвал большое беспокойство инструктора. Но Чкалова близость земли и грозившая опасность, казалось, не волновали. Обладая уравновешенным характером и неимоверно крепкими нервами, Валерий снова набрал высоту и преднамеренно свалил самолет в штопор и, отсчитав несколько витков, плавно вывел из него машину.

Надпись на обороте: "Дорогому инструктору т. Лапину от ученика Валерия Чкалова. В. Чкалов. 20/V 1924 г.(фото из музея ВВА ВВС г. Воронеж)
Надпись на обороте: "Дорогому инструктору т. Лапину от ученика Валерия Чкалова. В. Чкалов. 20/V 1924 г.(фото из музея ВВА ВВС г. Воронеж)

О Чкалове после окончания им полетов был написан и передан командованию сохранившийся в документах вывод: «Закончил обучение с аттестацией «очень хорошо». Как летчик и человек очень спокойный. Медленно схватывает, но хорошо усваивает. Нарушений дисциплины не наблюдалось». В мае 1924 года Валерий Чкалов окончил Московскую школу с оценкой «отлично» и был направлен в "Высшую школу воздушной стрельбы и бомбометания" в г. Серпухов

Авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания г. Серпухов ("Стрельбом")

10 августа 1921 года Главнокомандующим всеми вооружёнными силами Республики было утверждено «Положение об авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания». Школа формировалась в Москве, а затем, в соответствии с предписанием учебного отдела ГУВФ № 1163 от 23 июня 1922 года, авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания из Москвы была "переброшена" (именно так написано в историческом формуляре) в город Серпухов.
Школой руководил выпускник Севастопольской лётной школы
Капустян Константин Федорович.
10 августа 1922 года школа закончила формирование и приступила к учебным занятиям. Строения
Введенского Владычного женского монастыря, где разместилась школа, было в полуразрушенном состоянии. В Георгиевском храме расположили клуб с кинобудкой, во Введенском соборе и приделе св. Алексия оборудовали склады. В остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские, офицерские общежития, но кресты с храмов не сняли и богослужения проходили до 1927 г. Изобретательные авиаторы придумали школе краткое, но запоминающееся название “Стрельбом”. Весной 1923 года на серпуховском аэродроме начались первые учебные полеты. Слушатели осваивали "Сопвич", "Вуазен", "Ньюпор", "Фарман" и другие марки иностранных самолетов. Специальная комиссия ЦК РКП (б) проверила состояние партийно-просветительной работы и летной подготовки в школе. На основании рекомендаций комиссии 1 октября 1923г. Реввоенсовет Республики, приказом № 53, переименовал школу в "Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания". Ее начальником был назначен В.И. Чекалов, комиссаром С.Д. Окунев. Новая школа подразделялась на три части: учебную, летную и техническую. В её состав входили два авиационных отряда — истребительный и разведывательный. Чуть позднее был образован ещё один отряд "морской", но сведений о нём (пока) очень мало.

Серпухов. Введенский Владычный монастырь.
Серпухов. Введенский Владычный монастырь.
Таким мог видеть Чкалов город, пролетая над Серпуховым
Таким мог видеть Чкалов город, пролетая над Серпуховым

27 мая 1924 года из Москвы в серпуховскую авиашколу прибыла группа лётчиков, среди которых был Валерий Павлович Чкалов. Чкалова определили в группу лётчика-инструктора Михаила Михайловича Громова, в процессе обучения Валерий перенял громовский почерк полета, его школу летного мастерства. В своих воспоминаниях о тех далёких днях бывший инструктор серпуховской школы, М.М. Громов так характеризовал Чкалова: "Чкалов неизменно оказывался первым на всех стадиях обучения воздушному бою. Он не знал никаких колебаний: сказано – сделано. Он шёл, как говорится, напролом. Самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха. В решительную минуту он отбрасывал всё, что ему мешало достигнуть успеха. Все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении – к победе. Быстрота действий у этого человека равнялась быстроте соображения. Он действовал так решительно, что, в сущности говоря, и времени не оставлял для сомнений … Чкалов просто не умел бояться. Виртуозным маневром ошеломлял "противника", сваливался ему на голову, заходил в хвост и добивался победы".
Во время учебы Чкалова в Серпухове школа получила немецкие истребители "Фоккер-D.XI". Вначале представитель фирмы продемонстрировал взлет и выполнение ряда фигур высшего пилотажа. Затем слетали начальник школы, кое-кто из инструкторов. Дошла очередь до слушателей. Первым полетел Чкалов. Самолет незнакомый, однако, Валерий быстро освоился с управлением. И неудивительно, что в воздухе он находился долго: сделал все фигуры высшего пилотажа отточено, с присущим ему почерком. Такие пробные полеты он всегда выполнял на пределе технических возможностей машины, при максимальных перегрузках. Ему было важно почувствовать самолёт, чтобы уверенно выполнить полетные задания.
После чкаловского полета комиссия, осмотрев узлы крепления конструкции, повсюду обнаружила трещины. Итог был неожиданным: представителю завода-поставщика пришлось вызывать бригаду специалистов для устранения дефектов и дополнительного усиления узлов конструкции.
М.М. Громов писал:
"Чкалов был храбр и бесстрашен. В нём бурлила энергия, перехлёстывающая порой через край. Заурядные полёты его не удовлетворяли, обычных заданий он не терпел. Отсюда и недисциплинированность".

-8
Аттестация Чкалова В.П. от 11 июля 1924 года. г. Серпухов
Аттестация Чкалова В.П. от 11 июля 1924 года. г. Серпухов

По плану лётной подготовки Чкалов должен был окончить серпуховский "Стрельбом" в ноябре 1924 года, но в июне 1924 года его лётчику-инструктору Громову М.М. предложили работу лётчика-испытателя Научно-опытного аэродрома. Громов естественно согласился. Таким образом Высшую школу воздушной стрельбы и бомбометания Чкалов окончил досрочно.
В июле 1924 г. Чкалов получил звание летчика-истребителя и попрощался с Серпуховым.