Современная четырехлетняя начальная школа строится по основным трём разным методикам: традиционная система обучения, развивающая система Эльконина-Давыдова и развивающая система преподавания Л.В. Занкова.
Системе развивающего обучения Л.В. Занкова уже более 60 лет. Леонид Владимирович Занков — академик в области педагогики, педагогической психологии, дефектологии, памяти, запоминания. Работал в лаборатории экспериментальной дидактики Академии педагогических наук РСФСР.
В дефектологии всегда ребёнок был центром. По мнению академика, обычная общеобразовательная школа не учитывает интересы и потребности ребенка.
Л.В. Занков на основании уникального междисциплинарного исследования создал свою систему развивающего обучения, цель которой — достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья.
Приоритетными формами проведения уроков, по мнению Л.В. Занкова, должны являться:
- посещение экскурсий;
- работа в библиотеке;
- кружковая работа;
- занятия в разновозрастных группах;
- конкурсы, викторины, инсценировки.
Интересной формой работы учащихся является исследовательский проект — это написание письма другу, сочинения, литературного перевода, сценария, составление туристического маршрута, оформление стенда и многое другое.
Он считал, что для устойчивого освоения знаний очень важно создать доверительную атмосферу на уроке. Обучение по Л.В. Занкову предполагает личностно-ориентированный подход, когда внимание учителя направлено не на класс как одно целое, а на каждого ученика в отдельности. В этом случае учитель создаёт условия для раскрытия возможностей каждого ребёнка.
4 “кита” занковской системы
1. Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности: подразумевает, что если ученик не встречает на своем пути никаких затруднений, то никакого развития и не произойдёт.
2. Ведущая роль теоретических знаний предполагает, что человек должен сам осознавать понятия и связи между изучаемыми явлениями.
3. Осознание процесса учения. Овладение знаниями должно носить осознанный характер. Важно, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания.
4. Быстрый темп прохождения учебного материала. По мнению Л.В. Занкова, когда изо дня в день, неделя за неделей ученики повторяют, воспроизводят один и тот же материал, это приводит только к угасанию познавательного интереса.
При выстраивании процесса обучения на коллизиях, на столкновениях реализуется первый дидактический принцип — “высокий уровень трудности”, возникает напряжение, но обязательно преодолимое, “с соблюдением меры трудности”. Например, ребёнок знает, как читается слово “but”, и ему предлагается прочитать по аналогии слова: “mum”, “run”, “duck”, “butter”. На основании знания правила прочтения слова farm ученик может прочитать и другие слова на то же правило. Затем будет полезно провести аналогию в прочтении слов:
but - farm
mum - park
run - car
duck - dark
butter - are.
Упражнение из учебника “Английский язык. Enjoy English. 3 класс”. Биболетова М.З., Денисенко О.А., стр. 14.
Подобные задания активизируют не только умственную деятельность, интеллект, но и эмоции, чувства ребенка, его личность.
«Эмоции не просто придают ту или иную окраску умственной работе, но и обладают созидающей силой» (Л.В. Занков)
У ребёнка не получилось прочитать слово в первый раз — задаём вопрос: “Почему?” Срабатывает принцип “осознание процесса учения”. Находим ответ, например, сопоставив два примера произношения слова. Через такой способ осознания материала дети сами открывают новое знание, материал усваивается быстрее, можно переходить к следующей теме - “быстрый темп освоения материала”. Осознанное знание — усвоенное знание, а если учитель просто сообщает ребёнку материал, не требуя анализа, — это знание учителя, но не ребёнка.
Дети учатся думать, слушать и слышать, выражать свои мысли, делать выводы. Благодаря такому построению урока пропадает страх ошибиться, сказать неправильно.
До недавнего времени во многих школах были организованы занковские классы. В 2014 году учебники по системе развивающего обучения Л.В. Занкова были исключены из перечня учебников, рекомендованных Минобрнауки. В настоящее время пока остаются образовательные учреждения, которые продолжают работать по занковской системе, но с приобретением учебников, рабочих тетрадей и прописей возникают трудности. В ВК есть группа приверженцев этой развивающей системы, где можно задавать вопросы, делиться мнением и опытом.
Для работы в занковских классах рекомендуется учебник "Enjoy English" авторов: М.З. Биболетовой и др. Занковская система рассчитана на обучение младших школьников, но УМК "Enjoy English"обеспечивает преемственность начальной и основной средней школы. Творческая деятельность на уроках английского языка дает широкие возможности для проявления индивидуальности.
Примеры заданий для развития творческой активности:
- Пересказать историю от лица одного из героев.
- Проанализировать историю, выразить свое мнение о действиях героев, доказать свою точку зрения.
- Выбрать проблему, задать вопросы и привести несколько точек зрения с доказательствами.
- Найти то, над чем можно посмеяться в приведенной ситуации.
- Попробовать оригинально отреагировать на ситуацию, рассказанную учителем.
- Придумать ассоциации к картинкам, словам.
- Найти выход из описанной ситуации, дать совет.
- Рассказать, на что похожи абстрактные фигуры или слова-абракадабра.
- Придумать программу для развития какого-либо навыка.
Следует напомнить о недопустимости исправления языковых ошибок при выполнении данных заданий, учитель лишь подсказывает возможные варианты и дает советы, оценивая «пятеркой» лучшие работы детей.
Обучение иностранному языку с применением системы Л. В. Занкова позволяет
ученику самому находить правильный ответ, а неудачи воспринимать как опыт. Ведь разрешить ребенку ошибаться — значит научить думать. При таком подходе ученики, которым изучение английского языка даётся легко, получают большую нагрузку. В то же время обязательно все усилия учителя направлены на то, чтобы самые медленные ученики успели выполнить задания и запомнить материал.
Рекомендации Л.В.Занкова универсальны. Их применение поможет ребятам полюбить уроки английского языка и получать только хорошие отметки.