💁Напоминаю, что мы с вами говорим о духовности и психотерапии. И начали как обычно, немного издалека. В прошлой статье мы поговорили о духовности, и о том, как о ней говорят всем нам известные авторы.
Например подход В.Франкла является одним из наиболее последовательных и проработанных психологических подходов к духовности. Он вводит в психологию представление о духовности как об одном из базовых “экзистенциалов” человеческого бытия, как специфической реальности, несводимой, но связанной с другими аспектами нашей жизни. А мир человека в экзистенциальной психологии характеризуется четырьмя измерениями, между которыми нет иерархии: физическое, социальное, психологическое и духовное.
Этот духовный, или ноэтический уровень человеческого бытия Франкл связывает, прежде всего, с ориентацией на смыслы. Он говорит: «Человек — это больше, чем психика. Человек — это дух».
Франкл уделяет особое внимание духовному бессознательному, концентрированным проявлением которого является совесть - орган, посредством которого человек улавливает истинные смыслы. Совесть открыта не столько сущему, сколько должному и возможному, это духовное предвосхищение того, что еще предстоит.
В этой связи, каждое основанное на духовности действие представляет собой поступок, то есть «действие, судьба которого определяется не из наличной ситуации» (Алексей Николаевич Леонтьев). Объяснение его всегда требует учета более широких контекстов, привлечения таких объяснительных принципов, которые находятся далеко за пределами ситуации и благодаря этому позволяют человеку преодолевать ситуационную обусловленность поведения. Ведь все те давления, которым мы склонны часто поддаваться, иногда предавая самих себя, локализованы в данной конкретной ситуации. Поэтому именно за пределами ситуации я могу найти какую-то опору, чтобы этим давлениям противостоять.
Известно, что сам экзистенциализм возник как отражение социального и духовного кризиса цивилизации. Социальный мир в данном случае - "неподлинный". Человек существует подлинно только в одиночестве, лицом к лицу с Богом, собственной смертью, абсурдностью существования. Фундаментальной характеристикой человека признается обращенность в будущее, свобода. Человек сам себя выбирает. У Хайдеггера эта мысль получает выражение в выделении двух модусов существования - подлинного и неподлинного. "Подлинный" человек живет в соответствии с самим собой, не мыслит шаблонами, избегает коллективный стереотипов.
Экзистенциальная психология в целом опирается на принцип философии экзистенциализма «Существование предшествует сущности» (Ж.-П.Сартр). Или, говоря другими словами, мы суть то, чем мы становимся, куда в большей мере, нежели становимся тем, что мы суть.
Это означает, что то, что происходит с нами в процессе жизни, невыводимо полностью (хотя в отдельных случаях такое выведение вполне возможно) ни из каких сущностей или структур типа характера, установок, темперамента, классовой принадлежности, национальности или даты рождения, а также стимульной ситуации, социальных норм и др. Имея возможность вверить себя действию любых из этих факторов, отказавшись - на время или насовсем - от своей экзистенциальной, человеческой специфики, человек сохраняет также возможность в любое время выйти за их пределы, и вернуть себе свою человеческую сущность.
Собственно экзистенцией как раз можно назвать проживание человеком своего духовного измерения, - считает А.Лэнгле.
Франкл считал, что у человека есть три предпосылки для экзистенции. Это «самодистанцирование» и «самотрансценденцию»: человек должен дистанцироваться от самого себя, что делает его более открытым, чтобы затем оказаться способным выйти за пределы себя и отдать себя внешнему миру с его предложениями и задачами. В качестве третьей основы экзистенции Франкл называл смысл, или «вызов момента». Человек находит смысл, когда дает ответ на обращенные к нему запросы бытия — то есть когда распознает, что ему надлежит сделать сейчас, в данных обстоятельствах.
С точки зрения современного экзистенциального анализа осуществление экзистенции достигается еще и благодаря феноменологической открытости человека и диалогическому обмену с внутренним и внешним миром. Персональной основой экзистенции является решимость, актуализация свободной воли, что находит выражение в жизни, сопровождающейся внутренним согласием. Без принятия решений и их воплощения, без свободы и ответственности состоявшаяся экзистенция немыслима.
✍Жду ваших комментариев, какую роль в вашей жизни играет духовное измерение и близки ли вам размышления вышеупомянутых авторов?