Найти в Дзене
Судострой

Редукторы для фрегатов проекта 22350 наконец готовы

Фрегат проекта 22350 "Адмирал флота Касатонов" / Фото: Судострой
Фрегат проекта 22350 "Адмирал флота Касатонов" / Фото: Судострой

Петербургский завод "Звезда" наконец сообщил о завершении испытаний редукторной передачи РО55 для фрегатов проекта 22350.

23 октября на официальном сайте предприятия появилось сообщение о том, что редукторы ПАО "Звезда" для первой отечественной силовой установки фрегата проекта 22350 успешно прошли квалификационные испытания. Также были успешно пройдены испытания в составе дизель-газотурбинного агрегата, разработчиком и изготовителем которого является НПО "Сатурн".

"Решением квалификационной комиссии предприятие признано готовым к серийному выпуску и поставке изделий", – подчеркивается в сообщении.

За этими простыми словами стоит очень большая работа, затянувшаяся на несколько лет. Основанная в 1932 году "Звезда" работала с редукторами, но никогда не имела дело с такой большой мощностью.

Главная энергоустановка фрегата проекта 22350 состоит из двух дизель-газотурбинных агрегатов М55Р общей мощностью 65 тыс. л.с. В каждом агрегате предусмотрены дизельный #двигатель (маршевый) мощностью 5 тыс. л.с., газотурбинный двигатель (форсажный) мощностью 27,2 тыс. л.с. и редукторная передача, передающая крутящий момент на вал и далее на гребной винт.

Изначально конструкторами Северного ПКБ в проекте были заложены дизельные двигатели 10Д49 производства Коломенского завода, а газовые турбины и редукторы – производства украинского "Зоря-Машпроект" (со времен СССР там располагался центр морского газотурбостроения). После событий 2014 года, по понятным причинам, поставка газовых турбин и #редукторов была приостановлена.

Замену газотурбинным двигателям удалось найти достаточно быстро. В проект 22350 были внедрены двигатели М90ФР от рыбинского НПО "Сатурн". О начале серийного производства было объявлено ещё в начале 2019 года.

Процесс разработки редукторов занял большее время. По данным #завода "Звезда", работа над созданием новой редукторной передачи РО55 велась с 2017 года. Пришлось разрабатывать техническую документацию, готовить производство, осваивать выпуск новых деталей, искать новых поставщиков, создавать испытательный стенд. Получившийся в результате редуктор РО55 представляет собой сложное изделие весом около 40 тонн, состоящее из 5 тысяч комплектующих. При этом все они российского производства.

Редукторная передача РО55 / Фото: ПАО "Звезда"
Редукторная передача РО55 / Фото: ПАО "Звезда"

Теперь, после преодоления всех трудностей, "Звезда" может серийно выпускать редукторные передачи РО55, столь необходимые для фрегатов проекта 22350.

По планам командования ВМФ, именно эти корабли должны составить в ближайшей перспективе основу присутствия #флота в дальней морской и океанской зонах. В составе Северного флота уже служат два фрегата проекта 22350 – "Адмирал Горшков" и "Адмирал Касатонов". Их энергоустановки укомплектованы турбинами и редукторами украинского производства.

Первая полностью отечественная главная энергоустановка должна была быть установлена на фрегате "Адмирал Головко". Спуск на воду этого корабля состоялся в мае 2020 года. Как следует из сообщения "Звезды" от 23 октября, в ближайшее время на Северной верфи должен состояться монтаж энергоустановки на строящийся корабль.

Фрегат "Адмирал Головко" в июле 2020 года / Фото: Судострой
Фрегат "Адмирал Головко" в июле 2020 года / Фото: Судострой

Далее энергоустановками российского производства должны оснащаться все последующие #фрегаты проекта 22350: "Адмирал Исаков", "Адмирал Амелько", "Адмирал Чичагов", "Адмирал Юмашев" и "Адмирал Спиридонов".

P.S. По данным читателей, из-за формальностей с оформлением документов первым полностью отечественную главную энергоустановку получит четвёртый фрегат проекта 22350 "Адмирал Исаков". На третий фрегат "Адмирал Головко" будет установлен следующий комплект оборудования.