Найти в Дзене
Coracero

Статистическое измерение журналистской этики. Новая Газета и «дело Дмитриева».

Оглавление

Изначально, эта статья была совсем не того формата, что планировался для этого канала, поэтому она идёт с большим опозданием относительно самого события. И пишется, практически, заново.

Здесь не будет моего мнения*, только факты и числа.

  • на этом канале запрещены мат и оскорбления, об стоит помнить и при написании комментариев

Есть такая профессия.

Профессия «журналист» существует. Журналистская деятельность регламентируется законом, международными соглашениями среди национальных журналистских организаций и журналистов отдельных стран.

Журналист имеет определённые права и особый статус, связанные со спецификой и общественной значимостью его профессиональной деятельности, в том числе, на право доступ к информации и право на конфиденциальность своих источников. В России журналистская деятельность регулируется Законом о СМИ, основные права и обязанности журналиста определяются в 4-й и 5-й главах Закона, в статье 47, статус журналиста определяется статьёй 52:

Статья 52:
Специальный статус
Профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом, распространяется:
на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения;
на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.

Это было необходимое вступление.

Потому что обратной стороной особого статуса является ответственность журналиста перед обществом и перед сообществом журналистов:

Принцип №3. Социальная ответственность журналиста
Информация в журналистике понимается не как удобство, а как социальное благо. Это означает, что журналист несет ответственность за сообщаемую им информацию и ответствен не только перед лицами, контролирующими средства массовой информации, но и перед общественностью в целом, учитывая целый спектр различных социальных интересов, затрагиваемых СМИ. Социальная ответственность журналиста требует от него действовать в любых обстоятельствах в соответствии с личными представлениями об этике.
Международные принципы профессиональной этики в журналистике ЮНЕСКО, 1983 год

Об этом сегодня не принято вспоминать, однако, люди пользующиеся статусом журналиста, объявляющие себя независимыми журналистами, действительно должны отвечать за свои слова, пусть даже ответственность эта носит сугубо общественный характер:

Кодекс профессиональной этики российского журналиста Союза журналистов России
Пункт 3:
Журналист обязан четко проводить в своих сообщениях различие между фактами, о которых рассказывает, и тем, что составляет мнения, версии или предположения, в то же время в своей профессиональной деятельности он не обязан быть нейтральным.
...
Журналист отвечает собственным именем и репутацией за достоверность всякого сообщения и справедливость всякого суждения, распространенных за его подписью, под его псевдонимом или анонимно, но с его ведома и согласия. Никто не вправе запретить ему снять свою подпись под сообщением или суждением, которое было хотя бы частично искажено против его воли.

Поддержка журналистов как национальными, так и международными, журналистскими организациями, обществом, должна быть связана с соблюдением журналистских стандартов, журналистской этики.

"Дело Дмитриева" в Новой Газете. Вопросы.

Нас не будет интересовать "виноват/не виноват" и по какой статье, не будет проводиться и проверка достоверности материалов НГ, только работа журналистов с точки зрения соответствия журналистским стандартам и этике.

  • Добиться объяснений от службы поддержки, как появляются фактические ограничения показов на статьях ничего не нарушающих и без каких-либо предупреждений, мне не удалось. Так как суть уголовного дела я рассматривать не планирую, то и приведение материалов, которые могут привести к подобным необъявленным ограничениям постараюсь свести к минимуму, ограничившись только необходимым цитированием

Материал в Новой Газете, что мы будем рассматривать далее по ссылке. Рекомендую ознакомиться перед прочтением данной публикации, чтобы сделать свои выводы:

Дело Дмитриева. Раскопки
Как оно строилось, развивалось и кто его курировал. Исследование «Новой»

Автор материала Никита Гирин, в соответствии со статьёй 52 его можно считать журналистом, так как материал он писал в рамках редакционного задания.

Статья состоит из нескольких глав довольно большого объёма, но рассматривать мы будем не весь текст, а основные тенденции и проведём анализ текста.

Нас будут интересовать, в связи с вопросом соблюдения журналистских стандартов и этичности материала:

  1. насколько объективно и полно автор подаёт информацию?
  2. отдаёт ли он, заведомо, предпочтение одной из сторон?
  3. считает ли он, заведомо, недостоверными или сомнительными заявления одной сторон?
  4. использует ли подачу материала как средство дискриминации - умаления достоинства - одной из рассматриваемых сторон?

Ответы.

Ответ на второй вопрос мы получим уже в редакционной вставке перед материалом, которая прямо повторяет позицию Дмитриева и оправдывает его:

здесь и далее, только материалы из статьи в Новой Газете
здесь и далее, только материалы из статьи в Новой Газете

Само по себе, такое предпочтение не является предосудительным, однако, редакционная вставка повторяет слова одной из сторон, которые не могли быть ею проверены, в виде утверждений.

Автор, далее, также повторяет утверждения сделанные от лица Дмитриева, как свои собственные:

-2
  • помимо отдельной главы "Что говорит Дмитриев", автор приводит утверждения с его слов восемь раз, только в одном случае подчёркивая, что это мнение Дмитриева, в четырёх случаях от своего имени, в трёх оставшихся Гирин цитирует Дмитриева, без сомнений в его словах или прямо соглашаясь с ними.

Насколько можно судить по содержанию других статей Гирина, по этой теме, с потерпевшей стороной, следователями или обвинением он не общался.

вопрос третий - все свидетельства со стороны обвинения автор статьи оценивает либо критически, либо как заведомо ложные, причём это касается не только основной темы материала, но и второстепенных.

Автор заявляет, что всё дело спланировано заранее, причём делает это перед главой "Что говорит потерпевшая":

-3

И эта глава, интересна, как материал для анализа, тем, что автор избегает приводить слова потерпевшей.

Word распознаёт в этой главе 1223 слова - 8242 знака, из них слов или пересказа слов девочки: 147 слов - 872 символа, среди которых только 83 слова - 417 символов - это прямое цитирование из показаний потерпевшей и слов потерпевшей из показаний истца (бабушки потерпевшей), то есть, в главе "Что говорит потерпевшая" менее десятой части текста приходится на её слова - 6,8% слов в тексте.

Прямого цитирования слов обвиняемого (Дмитриева), в этой же главе: 231 слово - 1372 символа, что равно 18,8% слов из текста главы.

Все показания потерпевшей и истца автором статьи (Гириным) подвергаются сомнению, помимо того, что всё дело названо заранее спланированным, в том числе, поданный иск, все цитаты со слов истца сопровождаются авторским "якобы", показания потерпевшей приводятся либо как доказательство её неспособности к здравому суждению:

-4

либо как доказательство оказанного на потерпевшую давления со стороны обвинения:

На приведённых выше трёх скриншотах вы увидите все слова потерпевшей из главы "Что говорит потерпевшая".
На приведённых выше трёх скриншотах вы увидите все слова потерпевшей из главы "Что говорит потерпевшая".

В итоге, в конце статьи, автор прямо делает вывод, что показания потерпевшей получены в ходе манипуляций, а истца запугали:

Не нужно быть большим психологом, чтобы понимать: очень легко манипулировать уязвимым подростком, у которого был опыт жизни в детдоме, которому запрещают общаться с прежними друзьями, который три года находится в изоляции под контролем бабушки, тоже наверняка запуганной чиновниками.

И это уже начало ответа на четвёртый вопрос, потому что Гирин не стесняется апеллировать и к уровню жизни, и к месту проживания истца, также указывая, что именно живущая в глухом селе бабушка и передала потерпевшую в детский дом.

При этом, журналист не проявил интереса к явному безразличию Дмитриева к школьным делам потерпевшей (см выше), редкому с ней общению, о чём шла речь в приводимой им же цитате, не заметил заявления обвиняемого о его влиянии в том самом регионе*, где шёл суд:

Понимаете, что такое старший лейтенант полиции, которому от силы 25 лет? Я прожил в Карелии большую часть жизни, знакомых у меня — от бомжа до министра, и уж как-то эти вопросы, связанные с медициной, я решаю на самом высоком уровне. Я ему объяснил, что просто ждем очередь.
  • Тема политической подоплёки "дела Дмитриева" Гириным рассматривается пристально, но также однобоко, исключая фактор возможного влияния на общественность и суд со стороны обвиняемого.

Полнота и объективность.

Первый вопрос - сможет ли читатель самостоятельно, исходя из материала статьи, написанной журналистом официально зарегистрированного СМИ, составить своё мнение* об уголовном деле и о ситуации вокруг дела Дмитриева?

  • то есть, выполнил ли журналист свой журналистский долг по информированию населения?

Нет, не сможет. Автор избегает приводить даже номера статей УК по которым выдвинуты обвинения, не говоря уже о формулировках обвинения или показаниях потерпевшей.

  • И если выйти за рамки этой конкретной статьи, то читатель Новой Газеты всё также не узнает ни номеров статей, ни формулировок обвинения, ни слов потерпевшей.

Формулировки и аргументы стороны обвинения полностью не приводятся, ни по одному из пунктов, хотя обсуждению второстепенных вопросов внимание уделяется и сам материал НГ весьма объёмный.

Автор статьи (Гирин) не утруждает себя и связностью повествования, поэтому факты приводимые им в одной главе не обязательно будут соответствовать фактам из другой:

Девять «криминальных» фотографий к этому «дневнику здоровья» не относятся. На них девочка сидит в кресле или лежит на диване таким образом, что видна ее промежность.
Что же касается незаконного посягательства на личную жизнь, то уполномоченный Сараев отчего-то не стал судиться с телеканалами «Россия 24» и «РЕН ТВ», хотя только они показали на всю страну фотографии из «дневника здоровья».
Дело Дмитриева. Раскопки
Как оно строилось, развивалось и кто его курировал. Исследование «Новой»

Только по этой цитате читатель сможет примерно оценить возраст потерпевшей, по состоянию на июль 2020-го года (дата выхода статьи), что важно в контексте рассуждений о её неспособности отстаивать свою точку зрения и травмирующих воспоминаниях полученных "задолго до" попадания под опеку семьи Дмитриева - об опыте жизни в детдоме:

В 2008 году Дмитриев, у которого уже были двое взрослых детей, и его жена Людмила оформили опеку над трехлетней девочкой. Дмитриев — сам бывший детдомовец. День, когда он попал в семью, историк называет лучшим в своей жизни.
...
По текстам этих бесед заметно, что поведение и слова девочки (как и действия любого ребенка из детского дома) продиктованы обстановкой и травмой, нанесенной задолго до того как она попала в семью Дмитриева — просто потому, что жизнь была неблагополучная.
Дело Дмитриева. Раскопки
Как оно строилось, развивалось и кто его курировал. Исследование «Новой»

Закон и этика.

В этой статье не случайно было сделано столь длинное вступление о законодательном регулировании и общественной значимости, но выводы лучше сделайте сами.