Найти в Дзене
новостройсити

Только «бизнес». Как льготная ипотека сказалась на рынке жилья для среднего класса

Ипотечную госпрограмму продлили до 1 июля 2021 года - как заявил на заседании кабмина премьер-министр России Михаил Мишустин, это решенный вопрос. По оценке властей, за счет пролонгации программы в стройотрасль удастся привлечь еще 500-600 млрд рублей. И хотя в момент своего запуска в апреле 2020-го льготная ипотека была анонсирована как нацеленная на покупку жилья комфорт-класса, в реальности немалая часть этих средств, скорее всего, будет потрачена на квартиры в новостройках бизнес-класса. Почему так происходит, рассказывает заместитель генерального директора компании MR Group Ирина Дзюба:

- Запуск программы в первые месяцы пандемии серьезно поддержал рынок, и в том числе - рынок бизнес-класса. В проектах MR Group около 95% проектов относятся к сегменту бизнес-класса, при этом мы очень четко прослеживаем влияние ипотечной госпрограммы на спрос. Еще в апреле доля ипотеки в наших проектах перевалила через 50%, к маю это были уже 70%, к середине лета в некоторых проектах показатель перевалил за 80%. Безусловно, свою роль в таком скачке интереса к ипотеке сыграла оперативная реакция государства и банков на сложившуюся ситуацию - со вводом режима самоизоляции ЦБ разрешил выдавать ипотеку дистанционно, а кредитные организации быстро разработали соответствующие механизмы.

Еще в апреле банки внедрили аналог аккредитива - первым был Сбербанк с механизмом «Холдирование» для держателей карт своего банка. Затем ВТБ запустил инструмент СБР (система безопасных расчетов) - уже без привязки к банку клиента. С 24 апреля в Сбербанке появилась услуга «выездного» подписания кредитного договора и открытия эскроу-счета (специалист банка выезжал в удобное клиенту место). Все это сделало возможным дистанционное оформление ипотеки, и граждане активно пользовались этой возможностью.

Наиболее востребованным типом жилья при покупке в ипотеку в апреле-мае были однокомнатные квартиры, средняя сумма выданного на покупку кредита составила 8 млн рублей, по госпрограмме (на тот момент лимит по ней для Москвы и области составлял 8 млн рублей) — чуть меньше, порядка 6,5 млн рублей. Больше всего ипотечных сделок по госпрограмме заключалось в пригородном ЖК «Эко Видное 2.0» (класс «комфорт+»), на втором месте был столичный ЖК бизнес-класса Discovery. К началу июня более 2/3 всех ипотечных сделок в наших ЖК заключалось уже по «льготной» ипотеке.

С увеличением лимита по госпрограмме до 12 млн рублей по статистике продаж сразу стал заметен интерес к покупке более просторного жилья. Так, в топ-5 наиболее активно реализуемых жилых комплексах MR Group (Эко Видное 2.0, Discovery park, Селигер Сити, Павелецкая Сити и Метрополия) доля двухкомнатных квартир в структуре сделок выросла за период с марта по сентябрь 2020-го с 33% до 48%, трехкомнатных - с 12% до 27%. Попутно мы отмечаем рост спроса на квартиры с отделкой - только во втором квартале доля сделок с отделкой MR Base (white box) и MR Ready (дизайнерская отделка) в общем объеме продаж компании выросла на 35%. Все это говорит о том, что льготная ипотека с ее исторически низкими ставками мотивировала москвичей активно улучшать жилищные условия - покупать более просторные квартиры, выбирать жилье с готовым ремонтом, рассматривать ЖК более высокого класса.

Вместе с тем, мы заметили и определенный рост интереса со стороны покупателей-регионалов - тенденция обозначилась в мае, еще в период действия режима самоизоляции. Таких сделок стало больше примерно на 20% (относительно мая-июля 2019 года).

Кроме того, госпрограмма в сочетании со снижением ключевой ставки ЦБ (вслед за которой вниз пошли и базовые ставки банков) привела к существенной активизации инвесторов. В крупных проектах, выведенных MR Group в 2020-м - ЖК «Павелецкая Сити», CityBay, Hide - доля инвестиционных сделок превышает 30%. Эти клиенты в основном приобретают как раз однокомнатные квартиры.

-2

В проектах бизнес-класса максимальная (84,5%) доля ипотечных сделок зафиксирована в ЖК Discovery. Это даже выше, чем в пригородном ЖК «Эко Видное 2.0» (он на втором месте по доле ипотечных сделок с показателем 82,5%). Большая доля ипотечных сделок в таких высококлассных проектах как «Селигер Сити» (69,5%), «Метрополия» (56,5%), D1 (56,6%), «Савеловский Сити» (54%), «Павелецкий Сити» (51,2%). За счет смещения интереса в пользу квартир большей площади и лучших потребительских характеристик, средний бюджет по итогам полугодия вырос на 22%.

Уже однозначно можно говорить, что льготная ипотека не только стала драйвером для сектора массового спроса, куда традиционно включают стандарт- и комфорт-классы, но и значительно повысила спрос в бизнес-классе. Причем речь не только о нижней ценовой планке и не только о покупке студий и «однушек» - при сумме кредита в 10-12 млн рублей покупатели вполне могут рассчитывать на жилье в бюджете до 14,5 млн рублей. Такой суммы вполне достаточно для приобретения не только двух-, но и трехкомнатной квартиры в проектах MR Group (ЖК «Метрополия», City Bay, Discovery, «Селигер Сити» и др.)

Мало того, программа сказалась и на более высокобюджетном сегменте - мы видим, что условиями активно интересуются покупатели и с большим первоначальным взносом (40-50% и более). Такие клиенты выбирают квартиры стоимостью 20-25 млн рублей, у нас есть сделки по госпрограмме и с более дорогим жильем. Льготная ипотека интересует покупателей трех- и даже четырехкомнатных квартир, в том числе и в ЖК на высокой стадии готовности.

Вместе с тем, конечно, нужно признать, что сама по себе госпрограмма, при всех ее исторически беспрецедентно выгодных условиях, не является гарантом высокого спроса. Соответствующие программы заявлены у всех столичных застройщиков, но результаты продаж существенно отличаются от компании к компании. На мой взгляд, наши показатели объясняются прежде всего многолетними вложениями в продукт и репутацию компании, благодаря чему мы практически не заметили снижения спроса даже в самый острый период «коронакризиса». Что касается прогноза на первое полугодие 2021 года - думаю, дальнейшего серьезного роста ипотечного спроса в верхнем ценовом сегменте ожидать не стоит. На рынке присутствуют и активно выводятся интересные проекты, поэтому россияне продолжат пользоваться исторически выгодными условиями для улучшения жилищных условий, однако нового скачка спроса в 2021-м мы не ожидаем - многие уже воспользовались выгодной ипотекой, вместе с тем, доходы населения не растут. Кроме того, думаю, в наступающем году мы увидим рост интереса к сделками trade-in - уже сейчас наши покупатели все чаще интересуются этой возможностью, что говорит о желании многих владельцев «вторички» переехать в более качественное жилье.