Когда-то Ульяновск был туристической Меккой для советского гражданина. Речные суда один за другим причаливали к берегу, высаживая «руссо туристо», которые шли поклониться святым Ленинским местам. Скоростные речные теплоходики «Метеор» практически ежечасно увозили людей в пригородные порты, вроде Сенгилея. Жизнь в речном порту кипела, как на Казанском вокзале. Но время Кумира прошло, и «красный» туризм в городе начал приходить в упадок. Списали на покой все суда на подводных крыльях, прекратились регулярные пассажирские перевозки.
С высоты представиляется весьма печальное зрелище, напоминающее кадры из игры «Half Life 2»...
Грустно стало уже на подлёте к Старому мосту со стороны Нового. Во многих местах берега устроены свалки строительного мусора. Есть даже кладбище бордюров. Сюда их свозили, видимо, не один раз. И это всё под горой, где находится самый центр города. Один известный путешественник, который прошёл пешком вдоль Волги от Астрахани до Кинешмы расстояние в 2,5 тыс.км, и побывав в Ульяновске, назвал его «городом на Волге без Волги». Это на самом деле так, потому что Ульяновск — единственный город на Волге, у которого нет своей набережной. Именно той, которая у самой воды.
А ведь когда-то она была. Пусть не такая красивая, как в Самаре или Казани, но в советское время можно было вполне гулять по дамбе от речного порта до центрального пляжа. С упадком пассажирской навигации умер и парк вокруг речного порта. Дамбу огородили высоким забором, попасть туда стало невозможно. Оползни и кучи строительного мусора, который не вывозился годами, превратили некогда цветущее место в унылый, заброшенный уголок.
Хотя в Ульяновске есть все ресурсы, чтобы «оживить» эту часть города: и некогда работавший горнолыжный подъёмник, и восстановленный, но так и не запущенный фуникулёр, и чудесный, но, наоборот, слишком запущенный парк Дружбы народов — волжский склон готов работать и приносить деньги, но что-то мешает.
Сейчас пассажирский речной порт скорее мёртв, чем жив. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, в этом году в начале навигации подняли цены за причаливание пассажирских судов. Сейчас она самая высокая во всём Поволжье — в 2 раза выше, чем в Казани! А какой резон приходить сюда за такие деньги? Добираться в город сложно, вокруг порта сплошная разруха, а в самом центре особо делать и смотреть нечего, кроме Ленинского мемориала. В итоге многие туроператоры официально отказались заходить в Ульяновск.
Пролетаем над стоянкой частных маломерных судов и ульяновским яхт-клубом. Да, это вам не Майами...
Если вы захотите зайти в эту марину на своей яхте, то вам зарядят такой ценник за сутки, что отпадёт всякое желание там оставаться. Благо, есть другой яхт-клуб на противоположном берегу с гуманными расценками.
Обслуживание пассажирских судов для порта скорее убыточно, чем прибыльно. Поэтому порт выживает только за счёт грузовых перевозок. Но после оползня движение по единственной грузовой «восьмёрке» для большегрузов было запрещено — отремонтированная дорога опять начала трескаться. Вывозить грузы из порта стало практически невозможно.
Единственная альтернатива — техническая дорога со стороны улицы Локомотивной, но она непригодна для движения большегрузных автомобилей.
Ржавые речные суда в зелёной жиже — печальная, постапокалиптическая картина...
Ладно, хоть один «Метеор» успели спасти от утилизации. Частники его выкупили по цене металлолома, перегнали на другой берег и установили как памятник речному пароходству в парке.
Грустно как-то...