В преддверии ключевого события в ритейле «Недели российского ритейла» и его секции «Магазин 4.0 – ритейл будущего», которая состоится 12 ноября Агатов Борис независимый эксперт по инновациям публикует ряд материалов и будущем ритейла.
Агатов Борис приглашает технологические компании для рассказа о своих решениях на секции «Магазин 4.0 – ритейл будущего»подать заявку презентацию вашего решения можно здесь.
А принять участие в качестве слушателя можно здесь регистрация и участие бесплатное.
В России стремительно растёт продажа продуктов через интернет и преимущественно мы получаем продукты через доставку на дом. Экономика такого бизнеса далека от идеала, т.к. «последняя миля» серьёзным образом подрывает эффективность плюс низкий чек и высокие затраты на логистику. Но несмотря на это доставка «к порогу» у нас растёт очень быстро и появились даже возможность получить заказ через 10-15 минут после его размещения. «Самокат», «Яндекс.Лавка» предлагают экспресс-доставку со своих небольших распределительных складов, расположенных рядом с потребителем и можно сказать, что это выдающееся достижение – самая быстрая доставка в мире 30 минут, а у нас уже есть доставка за 15 минут.
В мире же e-grocery (электронная торговля продуктами) и доставка продуктов стала развиваться несколько иначе. И на это стоит обратить внимание и вот почему стоит присмотреться к другим моделям.
Россия периодически предлагает свои модели развития ритейла вопреки мировым трендам, но со временем не может их развить и они становятся такими же «как у всех». Ярким примером служит история с постоплатой интернет-заказов. Во всём мире существует только предоплата за товар, т.к. возвраты в интернет-торговле серьёзным образом ухудшают экономику бизнеса, а если интернет-магазину уже предоплатили товар, то экономика становится более щадящей для интернет-магазина. Вот поэтому все крупные маркетплейсы, которые начинали с постоплаты товара постепенно перешли на предоплату товара и в России.
В Америке и Европе набирает обороты система click&collect, когда покупатель выбирает товар дома или ином месте через интернет, а приезжает забирать в магазин или пункт выдачи. Очевидно, что экономически такая модель более выгодная, чем доставка до двери. Хотя и она менее выгодна ритейлеру, чем просто продажи через торговый зал, но таковы реалии нового времени, когда покупателю нравится эта услуга.
Во всех случаях, что при системе click&collect или просто доставки продуктов курьерами потребителям ритейлеры сталкиваются со множеством технических проблем в первую очередь это поддержание правильного температурного режима в широком диапазоне от глубокой заморозки до подогрева, причём поддержание режима при способе click&collect иногда сложнее, т.к. совсем неочевидно когда покупатель придёт забирать товар. При доставке к порогу дома ещё можно прогнозировать нахождения продуктов в пути, то в случае click&collect это почти невозможно, поэтому в этом случае стараются собирать товары прямо в магазине при покупателе и достигают времени сборки 2 минут, а среднее время сборки 5 минут.
В Америке набирают популярность постоматы, которые могут хранить продукты для схемы click&collect вне магазина, такая доставка нечто среднее между доставкой к двери и забором из магазина. Постоматы предоставляют возможность забрать продукты в удобное время и ближе к домохозяйству, чем это когда ты забираешь магазина.
Такой постомат может быть рядом с офисом, в коттеджном посёлке, заводах, на транспортных узлах, на автозаправках. Постоматами для обычных товаров нас уже не удивишь, следующим шагом скорее всего будет развитие продуктовых постоматов.
По исследованию Kantar в этом году на 33% покупателей больше используют click&collect для покупки товара.
Ещё один тренд - это беспилотные доставщики. Небольшие электрические машинки, которые на себе везут одну посылку. Яндекс недавно продемонстрировал прототипы таких роботизированных машинок. Тема надо признаться не новая, имеющая множество ограничений от вандализма до не очень большого пробега, а если добавить погодные условия, то курьер на велосипеде с коробом на спине вполне себе более привлекательный персонаж в пьесе о доставке продуктов.
Доставка и click&collect позволяет более тщательно контролировать покупки, знать о покупателе больше, чем мы знаем о нём при обычном способе покупок в магазине.
Сбор такой информации поможет собирать покупки за покупателя, ещё до того как он решил, что-то купить и уведомлять его о том, что его заказ основных продуктов уже собран и он может к нему добавить, что-то особенное и забрать это в магазине, тем самым избавив покупателя от необходимости собирать рутинную корзину, а сосредоточиться на новых и интересных для него продуктах или продуктах к какому-то событию. Согласитесь, что это уже совсем другой способ покупок, когда мы будем из всей корзины выбрать 10% специальных продуктов, а 90% продуктов будет уже собрано для нас – в нужное время и под наши пристрастия.
Есть категории продуктов, которые очень сложно продаются через интернет – это fresh (зелень, овощи, фрукты) и мясо. Возможно, из магазинов уйдут категории, которые не требуют какого-то тактильного и визуального контакта в формат click&collect, а останутся только fresh и мясо.
По всей видимости, в Росси мы увидим в скором времени конкуренцию между двух форматов click&collect и доставки к двери дома в сегменте доставки продуктов.
На этом пути существует множество технологических решений, которые позволяют оптимизировать процессы, ускорять время сбора продуктовой корзины.
Исследования показали, что покупатель, который ожидал выдачи своего заказа менее 2 минут затем покупает в этом магазине в 4 чаще, чем те, кто столкнулся с более длительным ожиданием.
12 ноября пройдёт сессия «Магазин 4.0 – ритейл будущего» на Неделе Российского Ритейла. Я приглашаю компании рассказать широкой аудитории ритейлеров, организаторы обещают охват в 20 тысяч человек о своём решении.
Подать заявку на выступление можно здесь, а зарегистрироваться в качестве слушателя и получить бесплатную регистрацию можно здесь.