Найти в Дзене
Твой Информ

Один год бесчестья

Оглавление
Наталья Полетаева не виновата в том, что ей пришлось с семьей оставить дом. Потому что и дома-то в Донецке у них уже нет
Наталья Полетаева не виновата в том, что ей пришлось с семьей оставить дом. Потому что и дома-то в Донецке у них уже нет

Эта странная история произошла в Туве, в наши дни. Впрочем, она еще идет, и ее окончание скрыто от нас в неясной дымке будущего. Затрагивает эта история честь Тувы, но ее основная линия – помощь беженцам. Впрочем, нет. Честь Тувы в этой ситуации стоит на первом месте. Тува – ведь небогатая республика. А для бедных людей гордость всегда самое главное. Только благодаря гордости можно выйти из любой ситуации с честью. То же самое относится и к республике.

Встреча на Азовском море

Началась эта история достаточно давно – в восьмидесятых годах прошлого века. Молодая девушка отдыхает на Азовском море и встречается там с парнем. Обычная история. Только вот девушка – с Украины, из Донецка, а парень – кызыльский, из Тувы. Ну где еще можно познакомится с парнем из Тувы, как не на берегах Азова!

Парень русский, но в его жилах, благодаря матери, достаточно много крови древних кочевников центра Азии. (Это важный факт, но подробнее – позже).

Познакомились, полюбили друг дуга, поженились. Девушка переехала в Туву. Вряд ли она тогда успела полюбить и почувствовать ее. Да и работа ее была далека от сантиментов – она занималась разными расчетами для организации Шагонарского моря. 1988-1992 – это недолгие годы ее жизни в Туве. Но здесь родилась дочка, в крови которой тоже была Тува.

Потом супруги расстались – дело житейское. И Наталья Александровна Полетаева поехала домой, к маме, в Донецк. Жили бы они долго и счастливо, но тут началась война. Да, то, что порой определяют как «конфликт», «противостояние», «вооруженный конфликт», «боевые действия», «гражданская война», а то и «антитеррористическая операция», в Донбассе называют просто войной. Выражение «до войны» обозначает не тридцатые годы прошлого века, а события до 2014 года.

Донецк – очень большой город. В некоторых районах только полоски скотча на окнах крест-накрест и указатели, как пройти к ближайшему бомбоубежищу, свидетельствуют, что идет война. Впрочем, канонада все равно не дает о ней забыть. В других районах – практически не осталось целых зданий. Полетаевы жили как раз в одном из таких районов, в которых именно жить и оказалось невозможным. Их дом разбомбили.

Но есть Тува! Здесь родилась ее дочь! И вот с дочерью, зятем и внучкой она едет в Туву.

Жизнь вне войны

Тува встретила беженцев спокойно – без особой радости, но и без негатива. Федеральных программ по обустройству людей, покинувших военную зону, нет, поэтому каждый регион оказывает только посильную помощь. Где-то сразу предоставляли квартиры, где-то помогали снимать жилплощадь.

В Туве в те годы строили мало, да и сейчас в основном только по федеральным программам. Так что поселили пока приезжую семью в доме ветеранов. Но пока никто не унывает. Даже радуются мирной жизни.

Дочь получила вторую специальность, сейчас работает лаборантом компьютерной томографии – принимает участие в борьбе с ковидом. Зять – учитель физкультуры в Тувинском республиканском лицее-интернате, да еще и ведет секцию баскетбола. Внучка – учится в школе. Все нормально.

Детям Натальи Александровны Тува очень понравилась, и они никуда переезжать отсюда не собираются. Дома в Донецке у них уже нет. Теперь их дом — Тува. Это особенно остро почувствовала дочь. С генами не поспоришь. Если уж почувствовала себя дома, значит, так и есть.

Одно плохо – учителю и медработнику накопить на квартиру очень трудно, особенно, если есть ребенок и уже не работающая мама. Квалификацию инженера Надежда Полетаева уже потеряла, работала массажистом, но это – тяжелая работа, а возраст дает себя знать.

В октябре прошлого года обратились в Правительство Тувы, в надежде на помощь в приобретении жилья.

Дело чести

После встречи с ними Глава Тувы Шолбан Кара-оол писал в своем паблике:

«Всегда приветствую тех, кто принимает решение связать свою жизнь с нашей республикой. Сегодня у меня на личном приеме побывала семья, которая пять лет назад приехала в Туву после трагических событий в Донбассе.

Тогда прибыло 19 человек, вынужденно покинувших свои дома в приграничных территориях Юго-Востока Украины. Некоторые из них уже уехали, а вот семья Узденёвых захотела остаться. Дом их, оказавшийся на линии разграничения, сегодня разрушен.

Глава семьи Артем Николаевич Узденёв работает у нас учителем физкультуры в Республиканском лицее, собирается принять российское гражданство, а его супруга Ариадна уже стала гражданином нашей страны. Мама супруги Наталья Александровна, много высказала добрых слов благодарности за то, что Тува приютила их, когда они сами не знали, куда бежать, и теперь Тува стала для них второй родиной.

Будем решать, как помочь этой семье, ведь проживают они пока в Кызыльском доме-интернате для престарелых и инвалидов.

Тува, Урянхайский край, мы всегда были местом, где проживали люди самых разных национальностей. Неужели мы не найдем место для достойного проживания людей с братского юго-востока Украины. Считаю это делом чести для нашей республики. Тем более, когда дело касается семьи, прибывшей с той земли, которая имеет для всех тувинцев особое значение, ведь там во время Великой Отечественной войны свой героизм и смелость проявили наши легендарные тувинские добровольцы».

Это пост на странице Шолбана Кара-оола ВКонтакте от 31 октября 2019 года.

То есть, он дал задание найти возможность обеспечить беженцев жильем. Конкретно поручение было дано Министерству социальной политики Республики Тыва и мэрии Кызыла.

Всё меняется

Со временем меняется действительно всё. Меняются условия жизни. Пандемия резко внесла свои коррективы. Из дома ветеранов их вежливо попросили уйти. Потому что – карантин. Или сидите здесь вместе с инвалидами и не выходите в город, или работайте. Но впускать в интернат никого не будут.

Сначала пожили у знакомых, теперь – снимают квартиру. И ждут, когда кто-нибудь начнет исполнять поручение Главы Тувы. Не дождались – обратились за помощью в региональное отделение ОНФ. Там обещали помочь. Для начала разослали письма всем, кто мог как-то повлиять на ситуацию.

Министерство труда сообщает, что: «в бюджете Минтруда Республики Тыва выделение материальной помощи на приобретение жилого помещения семьям, не предусмотрено»
Министерство труда сообщает, что: «в бюджете Минтруда Республики Тыва выделение материальной помощи на приобретение жилого помещения семьям, не предусмотрено»

Все вежливо отписались с объяснением, почему они не могут помочь. Причем, каждое ведомство предлагало искать помощь в другой государственной или муниципальной структуре.

Тогда собрались все вместе на заседание в региональном отделении.

Пришли: Айлана Бурбучук – начальник отдела Управления приема и контроля обращений граждан; Аяс Тожулук – заместитель начальника Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии Кызыла; Оюнмаа Ондар – заместитель министра труда и социальной политики Республики Тыва.

-3

Квартиры не будет

Все вновь высказались на тему: почему предоставить квартиру решительно невозможно.

Своего социального жилья республика не строит – только по федеральным программам. То есть, квартиру могут получить переселенцы из ветхого жилья, пострадавшие от землетрясения, дети-сироты и т.д. Ни под одну из указанных категорий семья Натальи Полетаевой не подходит.

Могли бы помочь нуждающейся малообеспеченной семье, но когда из четверых человек двое работают – их уже и не назовешь малообеспеченными.

Можно стать в очередь молодых семей. Но шансов получить квартиру и здесь не будет: сейчас в очереди около 300 семей. В прошлом году получили квартиры 37. Тем более, что и в этой очереди есть некоторые правила. Если в семье появляется третий ребенок, то эта ячейка общества сразу передвигается гораздо ближе к началу очереди. Так что шансы получить квартиру у Узденёвых-Полетаевых равны нулю.

Можно встать в общую очередь нуждающихся в жилье. Вот, например, фрагмент из ответа на запрос Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии Кызыла: «Согласно ч.5 ст.57 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В связи с чем, семье Узденёвых-Полетаевых необходимо встать на учет по месту жительства в качестве нуждающихся в жилых помещениях и получить жилое помещение в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет».

Во-первых, у них нет места жительства, а во-вторых, сколько лет придется стоять в этой очереди?

Можно получить ссуду, и потом приобрести жилье в ипотеку? Теоретически можно. Хотя тоже непонятно, по какой программе. И к тому же – нужна прописка. Российское гражданство они уже получили. Но где взять прописку, если у них нет никакого жилья?

В общем, как можно было понять из обсуждения – квартиру пока никто дать не может. Со ссудой – проще, хоть и нужна прописка, но можно подобрать какую-нибудь программу, которая позволить рассчитывать на субсидии.

Год назад Глава Тувы сказал, что это – дело чести для республики: найти место для достойного проживания людей с братского юго-востока Украины. Когда дело касается чести Тувы, неужели действительно невозможно найти выход?

И. Качан