Надо писать что-то полезное. Для этого канал заводила. А я тут строчила запись в дневник и подумала, что её можно поместить здесь, на этом канале.
В ней нет пользы. Но есть сиюминутность нашего пути. Октябрь 2020 года.
Я не могу логично выстроить все мысли этой записи. Мы делали это - получили это. Да, постараюсь и напишу, конечно, позже. Но, если кому-то интересно, вот так это сейчас в моей голове.
Это потом я буду говорить, что вот мы начали делать то-то и это привело вот к этому. Но пока просто наблюдения.
----------------------------
С Гришей что-то произошло за последний месяц. Что-то, что не поддаётся моему пониманию.
Он словно проснулся ото спячки.
Если раньше я радовалась любой его победе, новым выражениям, новым размышлениям. То теперь я с недоумением на это всё взираю, прибывая в постоянном шоке, а иногда оцепенении.
Что-то стало с памятью.
Пример.
Вечером Гриша говорит что-то про годы, что видит в мультике. Там 1965, а у нас 2020, говорит Гриша.
Я ему задаю вопрос, который он никогда не мог понять: А в каком году родился ты?
Не знает.
Я ему говорю, что в 2009.
На следующий день спрашиваю, в каком году ты родился. А он отвечает.
Такого не было никогда
Ещё пример.
Говорю, что мне тридцать пять лет. На следующий день спрашиваю. А он отвечает.
Ещё пример.
Вдруг, спустя 6 лет, заметил Гриша номер на нашей квартире. Говорит, мы живём в доме номер 64. Говорю, нет. Мы живём в доме номер 16, а 64 - это квартира. Хорошо.
На следующий день спрашиваю. Всё знает.
Ну и совсем странное. А сосед под нами, в какой квартире живёт, спрашиваю? В 61, отвечает Гриша.
Я лет пять пыталась сделать так, чтобы он запомнил номер дома. Безуспешно. Потеряла надежду. А тут он что? За пять минут узнал и запомнил?
Это что касается памяти.
----------------------------
А теперь сочувствие.
Пример.
Сижу за столом, жду, когда придёт на урок. Положила голову на стол. Входит Гриша.
- Мама, что с тобой? Ты плачешь?
- Нет, Гриша, я тебя жду.
Ещё пример.
Делаем упражнение стоя. Я почему-то одну руку держу на животе. Автоматически.
Гриша: - Мама, что с тобой?
Я: - Ничего? А что?
Гриша: - Ты руку на животе держишь. Болит живот?
Я: - Нет
Это вообще что такое? С каких пор он стал таким внимательным? Никогда он не был бесчувственным. Но чтобы так.
------------------------------
И это не говоря уже о том, как он начал использовать устойчивые образные выражения.
Пример.
Я: - Гриша, Абеликс толстый?
Гриша: - Нет, у него кость широкая.
Как он вообще это понимает - кость широкая.
Ещё пример:
Гриша: - Мама, я умираю от жажды.
Я: - Гриша, ты пить хочешь?
Гриша: - Да.
И вообще все устойчивые выражения он стал просто повторять и использовать к месту. Не нуждаясь в долгих беседах на их счёт. И такие вещи, как "скажи папе, что через двадцать пять минут пойдём в магазин", не вызывают больше сложностей. Гриша идёт и просто говорит, целиком повторяя предложение.
-------------------------------
Ну и, конечно, то, о чём я не пишу, боясь спугнуть или преувеличить.
Гриша перестал истерить. Вообще. Дикие припадки, которые сопровождали нас много лет, ушли. Теперь он конечно и плачет, и может покричать, и поныть. Но всё это перешло в иную форму. Теперь всегда с ним можно договориться. Обсудить. Не утешать и гасить истерику. А именно решить проблему вместе.
Уход истерик был очень постепенным. Таким, что я даже не сразу заметила. Вот в этом году была одна, после самоизоляции в магазине.
И недавно была попытка второй на рынке. Но тут уже он собрался. Справился. Просто очень испугался, что запланированную мармеладную пиццу опять не найдёт, и едва не бросился на пол. Но слушал, дышал, считал до 10. И в итоге справился.
И сон. Засыпание, которое было адом долгие годы. По два-три часа. Сейчас так ускорилось, что я больше ничего не делаю. Ни дневник мы не пишем, ни расписание не обсуждаем, ни сказки не читаем, ни сны игрушкам не раздаём, и уже давно не решаем на ночь примеры. Он ложится и через какое-то время вырубается.
Что это? Кому памятник поставить за это? Не знаю.
-----------------
И последнее.
Пересматривала видео занятий по речи и очень удивилась тому, как я обнаглела, как много позволяю себе исправлений, как требовательно пристаю к Грише. И, главное, как ответственно, он всё повторяет по много раз, не проявляя сопротивления и недовольства.
В процессе занятия я как-то не думаю над этим. Вижу, что может, значит давлю ещё. И прекращаю, когда вижу, что не может.
Но вот этот вот его "может" стало на много больше, чем ранее. Я даже не заметила, как это произошло. Видимо, постепенно
Да, возможно, и постепенно. Но именно в последний месяц что-то произошло с ним в целом. И что-то кардинальное.
Такое, что мне надо как-то перестраиваться, потому что всё, что я знала о его возможностях, изменилось. И я теперь как пассажир, догоняющий уходящий поезд. Усложняю, усложняю, а он всё может и может. А я всё никак не могу догнать тот уровень его понимания и восприятия, на котором он теперь находится.
Догоню, конечно.
Но... Слов нет. Посчастливилось стать свидетелем и частично творцом чуда.
П.С. Поместила здесь этот текст, чтобы было понятно читателям, что я, автор канала, не робот, всё знающий или с непреклонностью бура находящий ответы на все вопросы. Нет.
Я часто, да почти всегда, стою перед неизведанным и вот так, как в тексте, хаотично пытаюсь собрать все наблюдения хоть в какую-то стройную картину, которая позволит что-то делать, как-то помочь сыну.
Удачи и терпения вам.