Муавийа умер на 60-й год хиджры[1].
Власть перешла его сыну Йазиду.
С точки зрения привязанности к вероучению Ислама и к Пророку (С), Йазид был на тех же позициях, что и другие Омейяды. Но в отличие от своего отца Муавии, он, не стесняясь, открыто демонстрировал свой далекий от Ислама и его вероучения образ жизни.
«Йазид был представителем династии Омейядов, который враждебно относился к Пророку (С) и его призыву»[2].
Он родился в 647 году в Сирии. В это время халифом был Осман, а его отец Муавийа был наместником Сирии.
Мать Йазид была из племени арабов-христиан Калб, из приверженцев течения Йакуби. Эта женщина по имени Майсун не оставляла свой пустынный образ жизни даже после замужества с Муавийе.
Юность Йазида прошла в пустыне. Есть различные предания о том, что Муавийа отправлял Майсун и Йазида в пустыню. По одному из преданий, Муавийа из-за тоски Майсун по пустыне вырывал сына Йазида из городской жизни и отправлял в пустыню, чтобы он выучил классический арабский язык.
Первым из омейядских халифов, которого для воспитания отправили в пустыню, был Йазид[3]. Некоторые историки считали, что Йазид вырос в христианский культуре, поскольку его друзьями были христиане Ахтал и внук Мансура бин Сарджуна Йуханна аль-Димашки[4].
Йазид был настолько привязан к алкоголю, что мог возглавить молитву в нетрезвом состоянии. И эту привычку он приобрел во время нахождения в пустыне.
В источниках пишется, что Йазид был тучным, рослым, волосатым и рябым[5].
Приведем данные из книги Масуди под названием «Мурудж'уз-Захаб» о образе жизни, который он вел:
«Йазид внешне (внешностью и поведением) был похож на фараона. Правление фараона было даже более справедливым, чем его. Его правление стало для Ислама источником большого позора. Такие его бессовестные дела как его любовь к вину, мученическое убийство сына господина Пророка (С), приказ о проклятии преемника Пророка (С) (Али), разрушение Каабы и многочисленное кровопролитие, особенно массовые убийства жителей Медины, а также другие бесчисленные распутные дела говорят о том, что его нельзя простить.
Зависимость Йазида от вина в близком кругу даже рассматривалось как качество, которое может помешать ему наследовать трон Муавии»[6].
Также есть предания, что когда Йазид был в хадже, то он, не стесняясь святынь, превратил это в мир винопития[7].
Во время правления Муавии он был в Медине на собрании, где потребляли алкоголь, и приведем предание, каким образом Хусейн (мир ему) поговорил с ним на том собрании:
«Когда Хусейн (мир ему) захотел вместе с Ибн Аббасом войти к нему, то ему скажут: "От Йазида идет запах вина».
После этого ему запретили брать с собой Ибн Аббаса и разрешили зайти только Хусейну (мир ему). Зайдя внутрь, Хусейн (мир ему) почувствовал вместе с запахом вина и аромат благовоний. «Что это за прекрасный запах? Что это», - спросит он. Йазид ему ответит: «Этот благовонья, которые привезли из Сирии».
Затем Йазид прикажет принести чашу с упомянутым вином и выпьет его. Затем он снова прикажет принести чашу и скажет: «Ей напоите Абу Абдуллаха (Хусейна)».
Хусейн (мир ему) ответит ему так: «Оставь вино себе, я не нуждаюсь в твоем вине».
В ответ Хусейну (мир ему) Йазид прочитал следующий стих:
«Удивляюсь я тебе, товарищ,
Я пригласил тебя, и ты не пришел
К молодым девушкам, похоти, песням
К развлечениям и вину.
Это украшенная чаша,
а вокруг повелители арабов.
В этих кубках есть что-то
что заставляет гнить твое сердце
и что не приносит тебе пользы».
Хусейн (мир ему), выслушав этот стих, сразу же встал и повернувшись к Йазиду сказал следующее: «Нет, сын Муавии. Пусть твое сердце сгниёт»[8]. 238
Приведем предания, относящиеся к периоду после мученической смерти имама Хусейна (мир ему), рассказывающие о его пьянстве:
«...Это было после убийства Хусейна (мир ему). Йазид повернулся к виночерпию и сказал ему:
«Дай мне глоток вина, пусть он утолит жажду моих костей,
Затем вернись и то же дай хранителю моих секретов,
и тому, кому я доверяю, и он рядом со мной, Зийаду,
Пусть укрепиться моя добыча и мой джихад».
Затем он приказал позвать певцов, они начали петь. Именно в его время в Мекке и Медине стали открыто исполнять музыку, проводить различные развлекательные мероприятия и на виду всех стали пить вино»[9].
ИНТЕРЕС К ОБЕЗЬЯНАМ И СОБАКАМИ
«У Йазида было много обезьян. он одевал их в шелковые одежды, на шею одевал им золотые ожерелья, затем сажал их на коней. Также у него было много собак, на шее которых были надеты ожерелья. Он сам их купал, давал им воду в золотых сосудах. Он пил оставшуюся воду за ними. Поскольку он постоянно пил сильные алкогольные напитки, то всегда был пьян»[10].
Он особенно был привязан к обезьяне по имени Абу'л-Кайс.
«В один из дней он устроил соревнования с обезьяной. Ветер сбил ее, и она убилась. Йазид из-за этого сильно расстроился. Он приказал завернуть ее в саван и похоронить. А также выразить соболезнование из-за этой трагедии от знатных сирийцев.
Он даже написал элегию из-за смерти обезьяны:
«Сколько уважаемых людей и достойных общин
Пришло к нам и выразили соболезнования из-за смерти Абу Кайса.
О, предводитель племени (Абу Кайс), ты был самым передовым и самым прекрасным,
Он был во главе сего, он вешался на шею и вождем.
Пусть Аллах не отдалит тебя в могиле от Его милости,
В той могиле есть красота и там лежит бородатый подобный козлобородым»[11].
ЙАЗИД ИМЕЛ БЛИЗОСТЬ С ЧЛЕНАМИ СВОЕЙ СЕМЬИ И МУЖЧИНАМИ
В 62 год хиджры группа людей из Медины отправилась в Сирию. Но, увидев плохие поступки Йазида и его действия, ведущие к неверию, они вернулись, нарушили свою присягу и прокляли его. И они выгнали из города Медины наместника Йазида Османа бин Мухаммада бин Абу Суфьяна. Абдуллах бин Ханзала (сын Ханзалы, погибшего при Ухуде и тело которого омывали ангелы) сказал следующее:
«О, люди! Мы вернулись и восстали против Йазида, и причина этого в том, что он безбожник, он состоит в интимной близости с матерями, дочерями и сестрами, пьет вино, не читает намаз и убил детей Пророка (С)»[12].
«Среди главных его друзей по пьянкам бесстыдник, поэт-христианин по имени Ахтал. Они вместе пьют вино и слушают музыку.
Когда он выходит в какое-то путешествие, то его берет с собой. Ахтал может к нему заходить без разрешения. На этом поэте есть накидка из чистейшего шелка, а на шее золотая цепочка. С его бороды стекает вино»[13].
В различных трудах сообщается, что он был ленивым и разгильдяем, что он не был обладателем знания и справедливости, был развратником, он оставлял намаз и одевался в шелковые одежды[14].
СТИХИ ЙАЗИДА
Для того, чтобы понять, что Йазид пребывал в неверии и заблуждении, достаточно прочитать его стихи.
Ниже приведенные стихи он приговаривал, когда прутом тыкал в благородные губы и зубы имама Хусейна (мир ему):
«Если бы старики из моего племени, погибшие в битве при Бадре, услышали стоны племени Хазрадж (при битве при Ухуде).
Если бы они увидели, то говорили бы, да буду здоровыми твои руки, о, Йазид.
И мы (сегодня) оплатили долг, убив их предводителей, за ваши смерти при Бадре.
Хашимиты сыграли в игру с султанатом.
Им не пришли вести с небес, не снизошло им откровение.
Если я не отомщу сыновьям Ахмеда (детей Пророка), то я не из семьи Хандаф.
Мы совершили кровную месть, убив сына героя и богатыря Али»[15].
На 148-й странице книги «Тазрика» Сибта бин Джаузи пишется следующее:
«Когда в Сирию привезли членов Ахли Бейт Посланника Аллаха (С), Йазид сел в части дворца, которая смотрела на Джийрун, прочитал следующие стихи, наполненные неверием:
«Когда стали виден груз с пленниками семьи Мухаммада,
Начала кричать ворона,
Я сказал, о, ворона, каркай или не каркай, а долг у Пророка я взыскал».
КАК УМЕР ЙАЗИД?
Йазид был настолько привязан к алкоголю, что даже пост он открывал с помощью алкоголя[16]
Когда Йазид пьяным охотился в районе Хувварин, то влез на дикого осла.
Когда он начал подгонять осла ударами, то упал, сломал шею, ранил живот и умер[17].
В исторических источниках указывается, что это был 683 год. Этот день приходится на 14 число месяца Рабиул-аввал 64 года хиджры.
Он узурпировал трон на протяжении трех лет.
[1] Сират'ул-Аиммати'л-Исна Ашар, т. 2, с. 54
[2] Ибн Хишам, Сира, 2, 25
[3] Ибн Абдираббих, Икд'ул Фарид, т. 2, с. 480
[4] Джаббур, Мулук, с. 31
[5] Сирату'л-Аиммати'л-Исна Ашар, т. 2, с. 42
[6] Исфахани, Агани, т. 17, с 210
[7] Ибн'ул Асир, аль-Камиль, т. 4, с. 127; Исфахани, Агани, т. 15, с. 281-282
[8] Ибн'ул Асир, аль-Камиль, т.4, с. 127; Исфахани, Агани, т. 15, .с 282
[9] Масуди, Муруджу'з-Захаб, т. 2, с. 94
[10] Димйари, Хайат'ул-Хайаван
[11] Хайату'л Имами'л Хусейн (мир ему), т. 2, с. 182
[12] Сибт бин Джаузи, Тазкира, с. 63
[13] Исфахани, аль-Агани, т. 7, с. 170
[14] Ибн Таймийа, Фатава, т. 4, с. 510; Ибн Асир, Камиль, т. 3, с. 507
[15] см. Шейх Абдуллах бин Мухаммад бин Амир Шибрави, аль-Итхаф би-Хубб’ил-Ашраф; Хатиб-и Харазми, Макта’ул Хусейн, т.2
[16] Балазури, Ансабу'л Ашраф, т. 4, с. 17
[17] Балазури, Ансабу'л Ашраф, т. 4, с. 2
Источник: Доктор Хайдар Баш "Достопочтенный Хусейн(а)"