Много есть мест в нашем городе, да и в любом другом, которые с быстрым течением истории меняют свое предназначение кардинально. И сегодня я отправился прогуляться в одном из таких мест.
И наверное это место кардинальнее всего изменило свое предназначение за последние 60 лет. А именно из взлетно-посадочной полосы аэропорта превратилось в обычный городской проспект. Стоит отметить что этот проспект является широчайшим проспектом в Томске. И называется проспектом Мира.
Погода к прогулкам не располагала. Всю ночь шел густой крупный снег, покрывший землю первым плотным слоем. Но утром потеплело до +2 и весь этот снег, вместе с начавшимся дождем потек по дорогам и тротуарам, образуя грязь и слякоть.
Но, не смотря на погоду, настроение у меня было отличное. Как-то ещё с детства я полюбил такую слякотную погоду. Особенно мелкий промозглый дождик летом. Но и осенью он меня почему-то радует. Какая-то особая прохлада, тишина и спокойствие царят в природе.
Быстро собрался, прогрел машину. 20 минут и я на месте. Смотрю на знакомый мне и многим томичам проспект. Представляю, как ещё 60 лет назад по нему разбегались и взлетали гражданские и транспортные самолеты. Удивительно!
До 1945 года собственного аэропорта в Томске не было. Была лишь площадка, на которую для дозаправки садились "Кукурузники". Основной аэропорт находился в Новосибирске. В связи с развитием города, в целом Томской области и Сибирского региона, 9 февраля 1945 года в Томске было решено открыть собственный аэропорт. Его назвали "Каштак" (сейчас так называется район на этом месте) и открыли на месте современного проспекта Мира.
Само здание аэровокзала располагалось в восточной части современного проспекта. Построили его здесь из за близости к железнодорожному вокзалу Томск-2. Кроме здания в аэропорту были обустроена ремонтная база и взлетно-посадочная полоса, которая сейчас и является проспектом.
Первыми летными единицы аэропорта были всем известные "Кукурузники". Но, в связи с техническим прогрессом, быстрорастущим освоением области и увеличением грузового и пассажирского потока, парк постоянно обновлялся. В середине 1950-х годов Томский аэропорт одним из первых получил себе на баланс 19 вертолетов.
Стою на проспекте и представляю, как тут взлетали и садились самолеты, свистели лопастями вертолеты, бегали люди и работала разная техника. Снова чувствую связь с историей.
Но просуществовал аэропорт на этом месте совсем не долго в историческом масштабе. Уже в 1960 году был поставлен вопрос о строительстве нового аэропорта за пределами города. Ведь при возникновении внештатной ситуации самолет мог рухнуть на жилые дома окраины Томска. Да и грузопассажирский поток очень увеличился и аэропорт уже не мог в полной мере обслуживать все заявляемые потребности.
Ещё важным фактором в переносе аэропорта являлось постоянное давление КГБ. Это было связанно с близким расположением от Томска секретного тогда, закрытого и по сей день городка Северск, производившего и разрабатывавшего элементы для ядерной промышленности СССР. Когда аэропорт стал перевозить пассажиров, при взлете и посадке летательных аппаратов панорама Северска была "как на ладони", что очень не нравилось комитету госбезопасности.
Уже в 1967 году в новом томском аэропорту Богашево приземлился первый самолет. Место же бывшего аэропорта было быстро застроено новыми микрорайонами.
О том, что на проспекте когда-то располагался аэропорт нету даже ни какой памятной стеллы или хотя-бы таблички. Свободные от застройки места на проспекте и по сей день застраиваются жилыми домами и торговыми центрами. Только идеальная ровность, горизонтальность, ширина и длинна проспекта напоминают о том, что когда-то он являлся взлетной полосой аэропорта.
Быстро пробежавшись по проспекту, я успел ещё прогуляться в Афганском сквере. Это пожалуй единственное культурное место на современном проспекте Мира. Все остальное - однотипная жилая застройка и крупные торговые центры. Но об этом сквере я пожалуй сделаю отдельную статью.