6 мая 2020 г. Президент РФ подписал Указ № 313 о предоставлении дополнительных страховых гарантий медикам, работающим с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию (далее - медицинские работники). В числе таких гарантий - страховая выплата в случае стойкой утраты медицинским работником трудоспособности в результате осложнений после COVID-19, повлекшей установление инвалидности. Однако, механизм реализации права на такую выплату законодательством не урегулирован и вызывает вопросы. И самый главный из них - как доказать причинную связь инвалидности с осложнениями, вызванными новой коронавирусной инфекцией?
Инвалидность вследствие COVID-19 - профессиональное заболевание?
Как известно, причины инвалидности "вследствие осложнений новой коронавирусной инфекции" не существует. Поэтому при неблагоприятном исходе этого заболевания и установлении медицинскому работнику инвалидности причина инвалидности должна выбираться из числа предусмотренных Порядком, утвержденным приказом Минтруда России от 28.11.2019 г. № 742н ("общее заболевание", "трудовое увечье", "профессиональное заболевание", "инвалидность с детства" и др.)
Из писем Минтруда России и Минздрава России (№ 15-3/10/П-4559 и 28-0/И/2-6772 соответственно) от 19.05.2020 г., письма Минтруда России от 25.05.2020 г. № 13-4/10/В-3944, следует, что в случае наступления инвалидности по последствиям COVID-19 ее причиной должно быть "профессиональное заболевание".
Обращаем внимание, что при инвалидности с причиной "профессиональное заболевание" помимо страховой выплаты медикам будет назначена еще и ежемесячная выплата по утрате профессиональной трудоспособности (в зависимости от ее степени, определенной бюро МСЭ). При этом степень утраты профессиональной трудоспособности при наличии акта о случае профессионального заболевания может быть определена даже при отсутствии инвалидности. В этом случае медик не сможет рассчитывать на страховую выплату по инвалидности, но будет получать ежемесячные суммы в возмещение вреда.
Документом, подтверждающим факт профессионального заболевания, является акт о случае профессионального заболевания. Составлению такого предшествует расследование, которое Минтруд России и Минздрав России в своем совместном письме (№ 15-3/10/П-4559 и № 28-0/И/2-6772 соответственно) от 19.05.2020 г. рекомендуют проводить в ускоренном режиме (непонятно, почему эти вопросы регулируются ведомственными письмами, не являющимися правовыми актами?).
Без ответа остается вопрос установления инвалидности по последствиям COVID-19 при отсутствии акта о случае профессионального заболевания. С одной стороны, Указ Президента РФ от 6 мая 2020 г. № 313 не связывает право на страховую выплату по инвалидности с причиной инвалидности в понимании Порядка установления причин инвалидности, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2019 г. № 742н. Главное, чтобы по документам можно было установить, какое заболевание к ней привело.
С другой стороны, в справке об установлении инвалидности заболевание не указывается. Изучать Акт и протокол МСЭ специалисты Фонда социального страхования не должны, для осуществления выплаты им нужен документ, из которого четко должна усматриваться связь инвалидности с заболеванием. При наличии акта о случае профзаболевания с указанием в нем на новую коронавирусную инфекцию и ссылки на этот акт в справке об установлении инвалидности вопросов для назначения выплаты у ФСС РФ не возникнет.
Учитывая льготы, установленные законодательством для пострадавших (в том числе в случае профзаболеваний), оформление акта о случае профессионального заболевания, конечно же, целесообразно (хотя вопрос отнесения новой коронавирусной инфекции к хроническому профессиональному заболеванию очень спорный).
Если же составить акт о случае профессионального заболевания по каким-либо причинам не удастся, то добиваться страховой выплаты в случае наступления по последствиям COVID-19 инвалидности медику придется в суде.
Что устанавливается сначала: инвалидность или случай профессионального заболевания?
Такой вопрос интересует многих медиков, попробуем найти на него ответ, проанализировав имеющиеся по данной теме правовые акты и упомянутые выше письма Минтруда России и Минздрава России. А из них следует, что расследованию подлежит случай установления стойкой утраты трудоспособности (инвалидности). Получается, что сначала инвалидность, потом - акт о случае профессионального заболевания. Без акта причиной инвалидности может быть только "общее заболевание". После составления акта причина изменится на "профессиональное заболевание".
Но заметим, что препятствий для расследования случая профессионального заболевания до установления инвалидности действующее законодательство не содержит. И гораздо целесообразнее пройти освидетельствование в бюро МСЭ уже с актом о случае профессионального заболевания.
Какой будет правоприменительная практика по данному вопросу, посмотрим. Возможно, появятся дополнительно какие-то разъяснения или нормативные акты.
Следите за нашим каналом, подписывайтесь на него, ставьте лайки, если статья понравилась, оставляйте комментарии и задавайте вопросы!