Найти в Дзене
С Богом по жизни

Руководство в церкви: Начнем с основных понятий

Изучению тему руководства церковью, мы должны сразу прояснить для себя кое-какие вопросы. Что такое руководство? Какими качествами должен обладать руководитель? С чего начинается руководство?

ЧТО ТАКОЕ РУКОВОДСТВО?

Дать определение руководству нелегко. Нам кажется, что, столкнувшись с руководителем, мы узнаем его так же легко, как узнали бы гремучую змею, попадись она нам. Однако дать определение руководителю сложнее, чем гремучей змее.

Мы знаем, что Иисус был вождем; у Него были ученики, которые следовали за Ним. Моисей был вождем; он вывел израильтян из Египта через пустыню к пределам земли Ханаанской. Неемия имел те же качества; он руководил израильтянами при восстановлении стен Иерусалима. Является ли суммарная характеристика этих людей (Иисус был, конечно, больше, чем человек) определением руководителя?

Когда мы говорим о великих вождях, на ум скорее всего приходят такие великие государственные деятели, как Петр I, Авраам Линкольн и Уинстон Черчилль. Вожди, однако, могут повести людей как в хорошую, так и в дурную сторону. Гунн Аттила также был вождем, как был им и Гитлер. Вождями были и Иисус, и Магомет, и культовые лидеры Джим Джонс и Вернон Ховелл (Дэвид Кореш).

Какой-нибудь спортсмен может считаться “лидером команды”. Он может и не быть капитаном команды или даже ее лучшим игроком, но почему-то его участие в игре помогает всем членам команды играть лучше, и команда побеждает! С другой стороны, иногда нам кажется, что команда играет плохо из-за того, что в ней нет лидера.

Мы знаем, когда человек не является лидером. Мы все слышали историю о парне, который, запыхавшись, вбежал в сельский магазинчик и спросил его владельца: “Сюда не заходили тридцать человек где-то час назад?” “Заходили”, - ответил владелец магазина. “В каком направлении они пошли?” - заторопился незнакомец. - “Я должен их догнать, я их вожак”. Конечно же, мы понимаем, что этот человек не был лидером. Но кто же такой лидер? И что такое руководство?

Различные определения

Руководство определяют по-разному. Словарь дает следующее определение лидеру: “Глава, руководитель партии, организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе”. Существуют и другие определения руководства - от “процесса оказания влияния на деятельность организованной группы в постановке и достижении целей” до “процесса направления или управления поведением людей, дабы вдохновить или побудить их на какое-либо дело”.

Можно придумать свои определения. Изучив несколько различных вариантов, Кеннет О. Ганджел подвел итог:

«...Руководство - это способность; руководство предполагает работу с другими людьми, а также продвижение к какой-либо цели. Если мы хотим учесть эти три положения в определении, приемлемом для темы этой книги, то оно будет звучать приблизительно так: Руководство - это обладание одним из членов группы определенными качествами, характером и способностями, которые в любой момент могут привести к изменению поведения группы в направлении достижения взаимоприемлемых целей».

Часто определения руководства предполагают какой-то его один определенный тип. Мы же, напротив, хотели бы дать такое определение этому понятию, которое охватывало бы все его разновидности.

Наше определение

Итак, наше определение руководства будет следующим: преднамеренное и сознательное направление отдельных личностей или группы людей к достижению заранее определенной цели или выполнению заранее поставленной задачи.

В этом определении важна каждая его часть. Во-первых, руководство, согласно нашему определению, “преднамеренно и сознательно”. Это означает, что оно не носит “случайного” или “неосознанного” характера. Это означает, как мы читали в других определениях руководства, “оказание (хорошего или дурного) влияния на других”. Без сомнения, такое происходит сплошь и рядом. Мы все оказываем влияние на других нашим образом жизни, поведением, словами или своей жизненной позицией. Этим, однако, не исчерпывается смысл понятия “руководство”.

Во-вторых, руководство - это “направление отдельных личностей или группы людей”. Лидер не может существовать сам по себе. Руководство предполагает, что лидер ведет или направляет других людей. У лидера должны быть последователи.

В-третьих, руководство - это направление группы к “достижению заранее определенной цели или выполнению заранее поставленной задачи”. В этом весь смысл руководства: побудить других к действию ради осуществления какой-либо большой цели. Эту цель знает руководитель, но ее не обязательно знают те, кем он руководит (особенно вначале).

Такое определение включает в себя все виды руководства. Владелец фирмы ведет своих работников к осуществлению определенной цели, даже если этой целью является его собственное обогащение. Он добивается этого, выплачивая им зарплату, когда они работают хорошо, и увольняя их, когда они работают плохо. Это входит в понятие руководства по нашему определению. Грабитель банка с помощью оружия заставляет людей открыть сейф, чтобы он смог выкрасть оттуда деньги. Это тоже разновидность руководства.

Церковные руководители имеют общие черты как с владельцем фирмы, так и с грабителем банка. Они тоже руководят людьми, ведут или направляют их на выполнение какого-либо действия. Разница между руководителями церкви и руководителями других типов заключается не в значении слова “руководство”, а в намеченных целях и используемых методах руководства.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РУКОВОДСТВО?

Как становятся руководителями? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим два вопроса, тесно связанных с предметом нашего разговора.

Два вопроса

Всякий ли может быть руководителем? Кто-то может сказать, что да, каждый из нас - руководитель. И это так - в определенном, ограниченном смысле (в зависимости от определения, данного понятию “руководство”). Каждый каким-то образом влияет на окружающих и ведет их в том или ином направлении. Зачастую такой вид руководства бывает неосознанным. Люди не отдают себе отчета в том, что они ведут или ведомы. Конечно же, христиане могут и должны осознавать свое влияние и сознательно стремиться его использовать, чтобы вести других к Богу.

Но не каждый из нас может быть лидером в любой ситуации. Если бы это было так, то слова “лидер” и “руководство” потеряли бы свой смысл.

Лидерами рождаются или становятся? В каком-то смысле, ими “рождаются” - по крайней мере, по своим задаткам и рано приобретенному жизненному опыту такие люди лучше других отвечают требованиям, предъявляемым к руководителям. Все мы встречались с людьми, которых можно было бы назвать вождями “волей Божьей”, за которыми люди следуют с готовностью. Без видимых усилий они собирают вокруг себя толпы поклонников и последователей. Занимают ли они выборную должность или становятся руководителями фирм, люди всегда идут к ним за советом и поддержкой, с готовностью отдаваясь их руководству. Кроме того, некоторым, кажется, ничего не стоит убедить других поступать так, как хочется им, или организовать персонал и ресурсы наиболее эффективно для решения поставленной задачи. Это их врожденное лидерское качество.

Одним из самых ярких примеров “прирожденного вождя” новозаветного времени был Савл, ставший впоследствии апостолом Павлом. Будучи приверженцем иудаизма (Фил. 3:4-7), он после своего обращения по благодати Божьей стал вождем христианства. Весьма вероятно, что Павел был бы лидером в любой организации или группе людей.

С другой стороны, иногда случается и так, что люди, которые кажутся непригодными для выполнения данной работы, по воле обстоятельств оказываются в руководящем кресле. Мне приходилось встречать в церковных общинах людей, которые не только не были прирожденными руководителями, но даже не имели никакой подготовки в этой области, и все же были вынуждены руководить. (Возможно, мы слишком строги к подобным церковным руководителям).

Но если можно говорить о том, что одни лучше подготовлены к исполнению обязанностей руководителя, а другие - хуже, значит, все могут научиться лучше выполнять возложенные на них обязанности. В этом смысле руководителем можно “стать”.

Руководство как Божий дар

У истоков всякого руководства стоит Бог! Нас не должно удивлять учение Нового Завета о том, что руководство - это Божий дар. В библейские времена Бог избирал, призывал и благословлял вождей для Своего народа. Он также давал силу этим вождям. Пользовался Он при этом весьма посредственным материалом. Моисей уже испытал себя в руководстве и потерпел неудачу; Гедеон был судьей, которого Богу стоило больших усилий убедить; Давид был самым младшим из восьми братьев в семье, и все они, наверняка, производили лучшее впечатление, нежели он; апостолы были, главным образом, из презираемых галилеян и сами с трудом верили в свое призвание руководителей. Но все они стали великими вождями, потому что Бог дал им силу вести за собой. И сегодня Бог создает руководителей для церкви, хотя и не чудесным образом.

О руководстве как о даре говорится в трех местах Нового Завета. Вначале мы читаем: “И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова...” (Еф. 4:11, 12). Затем, в Рим. 12:6-8 говорится: “И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении; увещатель ли, - увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием...” (Совр. перевод: “Тот, кто обладает даром руководить другими, пусть делает это с усердием и прилежанием”). В-третьих, Павел писал в 1 Кор. 12:28: “И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления...” (Совр. перевод: “…другие обладают даром вести за собой...”).

Можно ли сегодня рассматривать руководство как дар? Наверное, сами руководители больше, чем кто-либо другой, склонны считать, что они “сами себя сделали”. Они могут сказать: “Я работал. Я учился. Я прожил уже достаточно долго и сделал множество хороших дел. Я заслуживаю, чтобы меня уважали, чтобы за мной шли. Как можно говорить, что мое руководящее положение - это дар?” Следующие соображения помогут нам убедиться, что руководство действительно является даром или богоданным талантом.

С одной стороны, если руководителями рождаются, а не становятся (или, другими словами, этот талант больше врожденный, нежели благоприобретенный), тогда церковным руководителям следует помнить, что всякий добрый и совершенный дар исходит от Бога (Иак. 1:17). Они не выбирали ни своих родителей, ни свои природные таланты. Если кто-то высок ростом, силен, привлекателен, умен и обладает качествами прирожденного вожака, то ему нечем хвастаться. С человеческой точки зрения, ему просто повезло с родителями. С точки зрения Бога, ему следует осознать, что именно Бог дал ему возможность родиться с такими дарами, и Богу за это слава! Павел, который, несомненно, был прирожденным лидером, признавал, что его таланты были от Бога. Он говорил: “Но благодатию Божиею есмь то, что есмь” (1 Кор. 15:10).

С другой стороны, если руководителями становятся, а не рождаются, то мы все равно не должны забывать, что все хорошее в этой жизни приходит от Бога. У истоков обстоятельств, которые делают людей руководителями, преуспевающими в управлении, стоит Бог. Кто-то может возразить: “Но ведь я упорно работал и учился!” Хорошо, но откуда взялось это желание работать и учиться? От родителей или от бабушек и дедушек? От друга или от соседа? От учителя? Каждый, кто “сам” добился успеха, наверное, может вспомнить кого-то, кто сыграл важную роль в его жизни, побудив его стараться изо всех сил. Откуда этот “кто-то” взялся? От Бога! Если бы Бог по Своему провидению не создавал условий для успеха, люди бы его просто не достигали!

Подумайте, например, о требованиях, предъявляемых к старейшине. Прежде всего, старейшина должен быть христианином. Разве не Богу он обязан за предоставленную возможность стать христианином? Он должен благодарить Бога не только за Спасителя и Евангелие, но также и за проповедника или учителя, которые первыми поведали ему добрую весть о спасении.

Рассмотрим развитие личных качеств, характеризующих старейшину: они приходят в его жизнь благодаря Божьему благословению. Он может считать, что воспитал эти качества в себе сам, читая Библию. Но кто дал ему Библию? Кто побудил его читать ее? Кто позволил ему услышать проповедуемое Слово? Возможно, он стал благочестивым, имея благочестивых родителей. Но кто дал ему таких родителей? Может быть, он развивался духовно благодаря общению с другими христианами, преподаванию ему Библии преданными Христу проповедниками и доброму отношению к нему церковных руководителей. Если это так, то он не может говорить, что сам заслужил такие благословения. Они даны Богом! Бог использует эти средства для подготовки тех людей, которые могут взять руководство в церкви в свои руки.

Ни один человек не может служить старейшиной, не имея благочестивой семьи. Только имея добропорядочную жену, он может быть гостеприимным, хорошо управлять домом, держать детей “в послушании со всякой честностью”, а также пользоваться доброй славой за пределами церкви (1 Тим. 3:2-7). Хорошая жена - это дар Божий (Прит. 19:14; 18:22). Более того, человек может иметь порядочную жену, но быть бездетным, и такой человек не может быть старейшиной (Тит. 1:6). Дети - это дар Божий (Пс. 126:3). Кроме того, если его дети вырастут верными христианами, ему следует благодарить за это Бога, так как бывает и такое, когда родители прилагают все усилия к правильному воспитанию детей, а дети все равно сбиваются с пути истинного. Если же дети верующие (несмотря на ошибки родителей), это тоже исходит от Бога.

Как может повлиять на руководителя церкви осознание того, что его положение - это дар Божий? Во-первых, это должно помочь ему оставаться смиренным. Он стал руководителем не благодаря своим заслугам; всем хорошим, что у него есть, он обязан Богу.

Во-вторых, это должно помочь ему правильно оценить свою роль в церкви. Как он относится к другим членам общины? У него есть талант - талант руководителя. У других тоже есть свои разнообразные таланты: например, зарабатывать деньги, ободрять людей, наставлять молодежь и т.д. Все эти таланты следует использовать на благо церкви. Разве его талант важнее? Он может быть более заметным, на виду у всех, но не более важным. Он не делает его лучше других. Нам нужно избавляться от иерархического взгляда, согласно которому церковные руководители находятся на вершине пирамиды, как бы на ступень выше других членов церкви.

В-третьих, это должно заставить руководителя церкви спросить себя: “Если Бог дал мне талант руководителя, то разве не для того, чтобы я служил во славу Его, весь свой талант отдавая церкви?” Бог дает христианам таланты, чтобы они могли применять их на благо церкви и во славу Божью.

Подумайте: если Бог дал человеку талант быть старейшиной, то правильно ли будет, если он откажется от этой возможности?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Руководство - это “преднамеренное и сознательное направление отдельных личностей или группы людей к достижению заранее определенной цели или выполнению заранее поставленной задачи”. Бог и сегодня, как Он это делал всегда, дает своему народу вождей. Многие в церкви призываются (Божьим провидением) к руководству. Поступят ли способные к руководству так, как поступил Павел, поведя за собой молодую церковь, или откажутся от ниспосланного провидением Господнего призыва стать руководителями Его народа?

Руководство | С Богом по жизни | Дзен