Найти в Дзене
Никита Решает ОГЭ

Проверьте, насколько вы хороший учитель прямо здесь: главные ошибки учителей.

Оглавление

В последнее время учителя получили достаточно много плохих новостей в адрес своей профессии: новые меры предосторожности, никаких повышений зарплаты, куча новых документов, проверок и прочего прочего. В этом году учителей оценивают все, кому не лень. Особенно часто это делают родители.

Родители обсуждают и оценивают учителей не только сейчас, а из года в год. Новый учитель - сразу же родители объединились в чат и начали обсуждать. Перешли в старшую школу из начальной - родители начинают обсуждать новых учителей и требовать от них не понятно чего.

Я сам столкнулся с такой проблемой. В начале своей карьеры учителя я взял 5-й математический класс. Конечно, какая речь может быть об углубленной математике для детей в 5-ом классе? Ну занимаются они по Петерсону, не считаю это каким-то достижением.

Даже если по трудам Эйнштейна будешь учиться в 5-м классе, то можно остаться дураком. Главное тянуться к знаниям, а не плыть по течению.

Так вот, после первой недели обучения я выяснил, что дети совершенно не уровня математического класса. ВПР это лишь подтвердил. Когда ребенок в 5-м классе совершают ошибку уровня 2+2=5 - это уже говорит о том, каким образом он попал в этот класс.

В течение месяца я исправно вел свою учебную деятельность, а в ответ получал только кучу хамства, ругани и претензий от родителей, которые закинули своих "гениальных" детей в класс и школу с математическим уклоном.

Все родители обсуждают учителей. И делают это даже если учитель идеальный и к нему нет никаких претензий со стороны. Так какие же критерии для оценки учителей выбирают родители? Остановимся на них поподробнее.

Доступность учителя к общению. Умение общаться.

Представьте себе, что учитель отзывчивый к вам, все прекрасно объясняет, отвечает на каждый ваш вопрос. Вы вообще не боитесь подойти к нему с вопросом, так как знаете, что он вам все расскажет и покажет.

Именно это показывает, что учитель доступен к общению, что он может объяснить материал ученику, даже если тот не понял с первого раза на уроке. Учитель не должен возвышаться гордо над классом, считать себя более важным, чем все остальные ученики.

Например, если после объяснения темы ребенок поднимает руку и предлагает свой вариант решения, который отличается от того, что рассказал учитель, ни в коем случае нельзя отказывать ему.

Даже если вы уверены заранее, что метод неверный, то выслушайте ребенка, объясните ему, в чем он не прав и разберите ошибки с классом. Такой подход поможет детям не бояться ошибок, пробовать и не бояться исследовать что-то новое.

-2

Помощь ребенку в трудной ситуации.

Дети не всегда готовы к ответам у доски. Это не значит, что они плохо подготовились к сдаче материала. Просто у них может быть боязнь доски, о которой они не знают, но которая будет стремительно развиваться, если с ней ничего не делать.

В такой ситуации учитель должен проявить себя профессионально. Он не должен выставлять ученика посмешищем на весь класс. Напротив, учителю нужно грамотно подстроиться под проблему ребенка и правильно из нее выйти.

Стараться подсказывать ученику, задавать наводящие вопросы, успокаивать класс, который может мешать ему сосредоточиться. В интересах учителя должно быть то, чтобы ребенок усвоил материал на долгое время.

Учитель может даже привести детям свой пример, как он также боялся выступлений у доски, а теперь выступает перед целыми классами. Рассказать, как он боролся с этим и преодолел свою проблему. Это послужит ученикам отличным примером.

Критиковать, но с позитивом.

Учитель должен критиковать, без этого никуда не деться. Без критики ребенок может даже не понять, что совершает ошибку. Но и критиковать нужно правильно.

Если сказать какие-то неправильные слова в адрес ребенка, например, обозвать его глупым или сказать, что нет времени тупить у доски, то у него может выработаться отсутствие желания учиться.

Вместо того, чтобы идти в школу с мыслью, что он сейчас встретится со своими друзьями и получит хорошие оценки, ребенок будет думать о том, что он глупый и ни на что не годный.

Учителю нужно уметь верно строить свою критику. Подойдут такие замечания как "Попробуй сделать иначе и у тебя все получится" или "Не бойся ошибиться, попробуй сделать вот так и посмотри, что выйдет!"

Ребенок после таких слов увидит, что на него не кричат и не обзывают тупым, как это могут делать дома, и будет стараться сделать все верно.

-3

Умение объяснить материал по-разному.

Не все дети схватывают материал на лету. Кто-то понимает все сразу после первого объяснения и уже на этом же уроке рвется к доске. А кому-то потребуется еще дополнительные объяснения, помощь родителей и репетитора.

Учитель должен положительно откликаться на просьбы детей повторить материал заново. Также он должен уметь адаптироваться к классу и объяснять материал в разных формах.

Не поняли на цифрах - попробуйте объяснить словами. Не поняли словами - в ваших руках любые предметы и безграничное воображение. Старайтесь использовать наглядные презентации, видео уроки, которые помогут детям визуализировать все и сразу.

Также можно приводить примеры из окружающей среды и предлагать запоминать правила в коротких и забавных стихах. Детям так легче воспринимать материал.

Самое главное - терпимость.

Часто родители задаются вопросом, как учителя могут терпеть всех этих детей. С одним ребенком дома тяжело справиться, он задает миллион вопросов, на которые обязательно ответить, и обладает таким бесконечным двигателем, который никому и не снился.

Особенно родители удивляются терпимости учителей, когда начинают делать с ними уроки. Вроде бы им все только что объясняли, а теперь они уже ничего не помнят. Как учителя справляются?

Как же быть учителям, которые за один день могут пройти через 7 классов, и в каждом могут встретиться такие дети, с которыми тяжело общаться. Хороший учитель будет терпеть все, что предоставит ему дети. Он ни в коем случае не будет срываться на детей, кричать на них и распускать руки.

Также учитель должен уметь без проблем разрешать конфликты между детьми, которые развиваются очень часто. Кто-то повздорил, не поделил ручку или пирожок из столовой. Учитель должен грамотно влезть в конфликт и разрешить его не доходя до рукоприкладства.

Учителя часто подвергаются испытаниям, особенно новые учителя, которые только начали свою карьеру. С учителем могут сделать что угодно. Подложить кнопку под стул, нажаловаться без поводу родителям или вообще директору. Может быть ученику просто не понравился учитель с первого взгляда, а он уже хочет загубить ему карьеру.

Бывают разные сложные ситуации. Учителю главное уметь держать себя в руках в каждой из них и помнить, что ученики только и желают, что довести вас до нервного срыва. Главное - не давать манипулировать собой и показать себя с лучшей стороны.