Найти тему

Что делать, когда "динамит" клиент (не говорит ни "да", ни "нет")

Периодически такое случается (прежде всего в В2В конечно, потому что в рознице всё решается чуть быстрее и проще), что клиент никак не скажет ни "да", ни "нет". Ну вот вроде бы и не посылает не отказывает окончательно, но и двигаться дальше к покупке не двигается.

Просто появляются каждый раз новые (и периодически вполне себе объективные) причины не купить именно сейчас. То кошка рожает, то начальство в отпуске, то работы приостановлены, то ещё какая золотуха...

Я такую ситуацию называю обычно "динамо" (есть более политкорректный термин - "отсрочка"). И она не повод бросать клиента (особенно если он интересен для сотрудничества).

Что же можно сделать в ситуации "динамо"?

Прежде всего, регулярно контактировать с клиентом.

Ибо чаще всего "динамщиков" просто забрасывают, а зря. Иногда у их поведения есть очень даже объективные причины, и, как только они решаются, - клиент переходит в разряд очень даже хороших и постоянных.

Конечно, частота общения будет зависеть от частоты закупки продукта и налаженности контакта с конкретным лицом, но общайтесь хотя бы не реже 1 раза в месяц. Иначе, перезвонив через квартал, вы точно услышите "ой, а где же вы были, мы только позавчера купили у ваших конкурентов".

А вот с чем именно контактировать - это второй вопрос))) Предлагаю несколько разных вариантов:

  • Из простого - монотонно уточнять решение.

Как говорится, вода и камень точит)))

Говорили с вами неделю назад, вы уже определились с выбором компании? Что мешает определиться? Какие следующие шаги?

  • Делать акцент на предыдущую договорённость.

Правда, чтобы была предыдущая договорённость, не забывайте её каждый разговор закреплять.

Здесь очень важно ставить чёткие сроки (можно применять классические методы типа альтернативы).

Мы с вами договаривались созвониться/встретиться на этой неделе, в какой день мы это сделаем: во вторник или в четверг?

  • Уточнять саму ситуацию.

Несмотря на утверждение доктора Хауса, не все врут. Иногда ситуация действительно способствует сдвигу сроков. И в ней стоит ориентироваться.

Здесь подойдут вопросы, которые освещают то, что явилось причинами сдвига сроков в прошлые разговоры:

Хочу узнать, как движется открытие нового магазина/переезд в новый офис? Когда планируется его закончить? Начальник прилетел из отпуска? Когда будете готовы говорить про заключение договора?

  • Рассказывать о новых продуктах или об акциях.

Да, вполне возможно клиент сидит и ждёт "такой же, но с перламутровыми пуговицами"))

Звоню сообщить вам, что у нас в такой-то период будет акция на … продукт… У нас появилось новое предложение…
Вы интересовались вариантом "...", и вот как раз сейчас мы начали поставлять именно его.

  • Если ситуация никак не сдвигается - выходить на другое контактное лицо со стороны клиента.

Да, иногда динамит конкретный человек. И кстати не всегда из-за желания подинамить. Бывает, что и из-за дикой занятости.

Вы очень заняты, подскажите, с кем ещё в вашей компании можно обсуждать данный вопрос.
Думаю, вам не до деталей, давайте мы решим их с кем-то из ваших коллег, а к вам я выйду с финальным предложением.

Кстати говоря, смена контактного лица может сработать как по направлению вверх (связаться с начальством человека, который упорно не движется), так и вниз (связаться с кем-то из его подчинённых).

  • Сменить контактное лицо со стороны поставщика.

А иногда не хотят общаться с конкретным специалистом по продажам, а не с компанией. Не совпали по динамике диалога, в первые разговоры человек подвёл, да в конце концов - просто не понравился.

Ранее с вами работал …, теперь буду я, меня зовут… Хочу обсудить вопрос приобретения продукта, который планируется со стороны вашей компании.

Обобщая, по сути, основная задача в ситуации "динамо" - конкретизировать ответ клиента.

А если вы получаете чёткий ответ (даже чёткий отказ), то принять решение о дальнейших действиях становится проще.

Кстати:

Клиент решил сделать покупку. О чём говорить?

Что делать, если клиент не покупает.

Завтра приходите, а вы всё сегодня и сегодня приходите...
Завтра приходите, а вы всё сегодня и сегодня приходите...