Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Древние жители Руси. Часть 1

Оглавление

История земель, которые сегодня считаются исконно российскими, началась задолго до появления у восточных славян государства. Русскую равнину обжили еще 25 тысяч лет назад — под Владимиром нашли стоянку древнего человека этого периода. На территории нашей страны жили предки балтов и германцев, а первые «москвичи» были из финно-угорских племен. «Культура.РФ» собрала 7 интересных фактов о жителях Центральной России до появления здесь славянских народов.

Первые стоянки Русской равнины

ЖИТЕЛИ СТОЯНКИ СУНГИРЬ ИЗГОТАВЛИВАЮТ УКРАШЕНИЯ. ИЗОБРАЖЕНИЕ: ARHEO-NEWS.RU
ЖИТЕЛИ СТОЯНКИ СУНГИРЬ ИЗГОТАВЛИВАЮТ УКРАШЕНИЯ. ИЗОБРАЖЕНИЕ: ARHEO-NEWS.RU

Считается, что люди обжили Русскую равнину в верхнем палеолите. К этому периоду относится стоянка древнего человека — Сунгирь под Владимиром. Возраст стоянки — около 25 тысяч лет. Это было сезонное охотничье стойбище, которым пользовались, как полагают ученые, на протяжении двух-трех тысяч лет. Сегодня этот памятник находится под охраной ЮНЕСКО.

В поселении археологи обнаружили захоронение двух мальчиков — 12 и 14 лет. Здесь также нашли кость взрослого человека, наполненную охрой. Исследователи выяснили, что кость принадлежала прапрадедушке похороненных подростков и имела особое значение в погребении: мальчиков, скорее всего, принесли в жертву в честь культа плодородия.

В могилах были копья и дротики из бивня мамонта, а также диски, символизирующие солнце. Одежда детей была вышита бусинами из бивня мамонта — ученые нашли их около 10 тысяч штук. Наряды напоминали костюмы нынешних северных народов, а после реконструкции их внешнего облика стало ясно, что сунгирские люди могли быть предками современных североевропейцев.

Европейцы-кочевники

КАМЕННЫЕ СВЕРЛЕНЫЕ ТОПОРЫ ФАТЬЯНОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ФОТОГРАФИЯ: TM-ARH.RU
КАМЕННЫЕ СВЕРЛЕНЫЕ ТОПОРЫ ФАТЬЯНОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ФОТОГРАФИЯ: TM-ARH.RU

Во III–II тысячелетии до н. э. на территории Центральной России жили высокие люди европейского типа с широкими лицами. Они относились к общности, из которой позднее выделились балты, германцы и славяне. Эту археологическую культуру назвали фатьяновской — по могильнику, который открыл археолог Алексей Уваров в 1873 году. Ученый обнаружил его у деревни Фатьяново (сегодня — Ярославский район). Второе название — «культура боевых топоров» — возникло благодаря обычаю этих людей класть в мужские могилы топоры, выточенные из камня. Хоронили они, кстати, не только людей, но и животных — в основном медведей и собак. Их фатьяновцы почитали как предков своего рода.

Фатьяновцы кочевали, устраивая легкие жилища, разводили свиней, овец и коз, изготавливали костяные и каменные мотыги. Имущество они перевозили на повозках и телегах.

Ученые нашли следы кочевников в Ивановской и Ярославской, Тверской и Костромской, Нижегородской и Владимирской, Рязанской и Тульской областях, а также в предгорьях Урала. Со временем фатьяновцев стали теснить наступавшие с востока племена — часть народа отступила на запад, а другая часть смешалась с захватчиками.

Первые москвичи

ПРЕДМЕТЫ ДЬЯКОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ДРЕВНЕРУССКОГО ВРЕМЕНИ. ФОТОГРАФИЯ: NASLEDIE.DUBNA.RU
ПРЕДМЕТЫ ДЬЯКОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ДРЕВНЕРУССКОГО ВРЕМЕНИ. ФОТОГРАФИЯ: NASLEDIE.DUBNA.RU

С VIII–VII веков до н. э. земли от Вологды до Смоленска населяла дьяковская археологическая культура. Только в границах современной Москвы обнаружено 10 дьяковских городищ — все они были построены на высоких мысах при слиянии рек. Именно так возникло древнейшее поселение на месте Московского Кремля. Известно, что дьяковцы относились к финно-угорским племенам. Именно от их потомков — племен меря и весь — нам достались многие названия рек: Яхрома, Кашира, Вологда, Вычегда.

Дьяковцы вели оседлый образ жизни — в каждом городище проживало от 50 до 200 человек. Примерно с IV века до н. э. широко распространилось железо и выросло благосостояние родов, а поэтому участились и грабительские набеги. Дьяковцы стали укреплять свои поселения частоколами, земляными валами и рвами. Основным занятием их было скотоводство: они разводили лошадей. Причем в основном на еду, как тягловую силу коней практически не использовали. Также население охотилось: на лосей и оленей, медведей и кабанов. Шкурки бобров, лис, куниц и выдр использовали как ходовую валюту во время обмена с другими племенами.

Мертвых дьяковцы сжигали и хоронили в «домиках мертвых». Такие захоронения нашли в Березняках на реке Волге (сегодня Ярославская область), недалеко от Саввино-Сторожевского монастыря в Московской области. Одна из гипотез говорит, что сказочная избушка на курьих ножках Бабы-яги — это найденные в лесу «домики» дьяковцев.

Автор: Екатерина Гудкова