Найти тему
Круто об искусстве

Во-первых, Мунк НАМНОГО БОЛЬШЕ, ЧЕМ "Крик".

Эдвард Мунк "Танец жизни", 1899-1900. Национальная галерея, Осло.
Эдвард Мунк "Танец жизни", 1899-1900. Национальная галерея, Осло.

Во-вторых, "Танец жизни" (1899-1900) - это не совсем в общем-то о жизни, даже скорее совсем наоборот.

А о чем? Давайте разбираться 👇

Кажется, что на картине довольно много персонажей, но по сути, здесь только ОДИН ГЕРОЙ, точнее героиня и точнее две ее ипостаси: девушка в белом платье (ЮНОСТЬ, МОЛОДОСТЬ, ЧИСТОТА, НЕВИННОСТЬ; слева), и ОНА ЖЕ в черном (СТАРОСТЬ, УВЯДАНИЕ, СМЕРТЬ; справа). А все остальное действо - ЭТАПЫ ЕЕ ЖИЗНИ, стадии любовных отношений.

Мотив картины восходит к известному аллегорическому сюжету эпохи Средневековья - МАКАБР или "Пляска смерти", представляющий из себя один из вариантов иконографии идеи о бренности человеческого бытия и мимолетности земных утех.

Конечно, у Мунка нет Смерти, которая ведет к могиле пляшущих представителей всех сословий. У Мунка смерть в другом - в женщине. Именно поэтому мужчина в танце на переднем плане имеет зеленоватый цвет лица, попахивающий мертвечиной (а в контексте стадий жизненного пути героини женщина в красном платье - это образ зрелости).

Эдвард Мунк "Тулла Ларсен", 1899. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк "Тулла Ларсен", 1899. Музей Мунка, Осло.

Героиню зовут Тулла Ларсен и их отношения с Мунком (а именно его можно узнать в изображении мужчина на переднем плане) длились целых 4 года - 4 года навязчивой идеи девушки женить на себе художника. Они познакомились в 1898 году. Мунк довольно быстро к ней охладел, но даже зачастую грубая манера общения не отталкивала женщину. Она даже грозилась покончить жизнь самоубийством. Финальным аккордом их связи стал загадочный случай, когда в палец художника попала пуля. Возможно, это он пытался отобрать револьвер у Туллы.

И тогда мы понимаем, что девушка в белом - это Тулла, которая еще полна надежд на "долгую и счастливую жизнь" с художником. Героиня в красном - та, Тулла, которая "душит" своей навязчивой любовью, желанием выйти замуж и угрозами о самоубийстве Мунка. Героиня в черном - это Тулла, которая признала свое поражение.

После того странного случая Мунк и Ларсен расстались навсегда, но художник до конца дней будет говорить о ней только "та женщина" и никогда по имени.

Сам он утверждал, будто за основу этой картины были взяты воспоминания о его первой любви, Милли Таулов: "В центре большой картины, написанной этим летом, я танцую со своей первой любовью; эта картина - воспоминание о ней. Слева белокурая девушка с улыбкой безнаказанности тянется за цветком любви. Справа женщина в трауре тревожно следит за танцующей парой. Она исключена из веселья - как был исключён и я, когда они танцевали...".

Фрагмент
Фрагмент

Но, откровенно говоря, звучит НЕ ОЧЕНЬ УБЕДИТЕЛЬНО. Главная героиня полотна, стоящая в белом слева и в черном справа, словно смотрит на этапы истории своей жизни, она как занавес в театре, фокусирует зрителя на главном, а именно на танце двух любовников, женщины в кроваво красном платье и мужчины-"покойника".

Конечно, этот танец написан не без аллюзий на Милли, разрыв с которой дался Мунку не просто. Но все-таки Милли его не "душила", она вообще не воспринимала эти отношения всерьез. На лице у Мунка должна была бы быть боль, трагедия, но не эта вселенская тоска мертвеца на яву, которого тошнит.

Второй момент - две ипостаси одной и той же девушки по бокам ОЧЕНЬ ПОХОЖИ на Туллу, портрет которой Мунк написал в 1899 году. И обе ее ипостаси так или иначе СМОТРЯТ НА ТАНЕЦ (девушка в белом видит его через движение к цветку, в черном - целенаправленно, со вселенской грустью, смотрит на этих двоих).

Но это если о личном. И если о смерти, ибо Тулла стала для Мунка чем-то вроде смерти на 4 года, а их отношения - могилой.

Но Мунк в первую очень художник наиболее близкий к символизму, а значит для него мало только своей личной истории. Его картина больше и емче - она про любовь и смерть вообще , про начальные и заключительные фазы жизненного цикла, про судьбу человека вообще, про трагедию бытия, но и про то, что все временно и все проходит.

"Танец жизни" очень перекликается с другой работой Мунка "Три возраста женщины (Сфинкс)" (1894). Обе они входят в цикл "Фриз жизни", над которым художник работал 13 лет (1888-1901).

Эдвард Мунк "Три возраста женщины (Сфинкс)", 1894. Коллекция Расмуса Мейера, Берген.
Эдвард Мунк "Три возраста женщины (Сфинкс)", 1894. Коллекция Расмуса Мейера, Берген.