Начнем с того, что НИ ОДИН ПЕРСОНАЖ С ЭТОЙ КАРТИНЫ Жоржа де Латура "Шулер с бубновым тузом" (1633-1639) НЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ ВЗГЛЯДОМ ДРУГ С ДРУГОМ.
А дальше вспоминаем Караваджо и его "Шулеров" (1594). Но если Караваджо - это про хоровод рук - весь нерв и динамизм картины сконцентрирован именно на руках (хотя взглядами они тоже не встречаются), то у, наверное, главного последователя Караваджо Жоржа де Латура ВАЖНЫ ГЛАЗА, напрочь лишенные простодушия.
❗ИМЕННО ИГРА ВЗГЛЯДОВ ПЕРЕДАЕТ ДРАМУ ОБМАНА И РАЗОБЛАЧЕНИЯ.
В истории мировой живописи есть такая ветвь - называется "караваджизм". Через нее прошли многие великие мастера, включая Рембрандта и Веласкеса (это почти как ступень импрессионизма, переступив которую практически каждый мастер начала ХХ столетия обретал свой собственный стиль).
Самая, на мой взгляд, главная отличительная черта караваджизма - это ИСТОЧНИК СВЕТА. У Караваджо свет всегда естественный, у его последователей - ИСКУССТВЕННЫЙ. Чаще всего это свеча, которая либо изображена непосредственно на полотне, либо находится где-то недалеко за пределами пространства картинной плоскости и всегда умозрительно подразумевается.
Вернемся к картине Латура. Три шулера - дама сомнительного поведения, служанка, стоящая рядом с ней, и карточный мошенник стремятся облапошить молодого и богатого юношу. Сюжет, многократно описанный в романах и комедиях того времени - куртизанка приглашает богатого юнца к себе на ужин, где "случайно" оказывается рядом ее знакомый. Вместо сладострастных ласк богатого отпрыска ожидает потеря денег.
И вот тут то и начинается ИГРА ➡️ Куртизанка смотрит на служанку, подавая знак своему пособнику, тот достает того самого бубнового туза, смотря прямиком на зрителя (именно ухоженная рука женщины дает сигнал шулеру - та женская прелесть, которая завлекает и завораживает жертву). Служанка наливает вино женщине, глядя на жертву, а сам юноша СМОТРИТ НА ТУЗА, ТОЧНЕЕ НА ПОЛ, ГДЕ по всей вероятности ОТРАЖАЮТСЯ МАХИНАЦИИ ШУЛЕРА, который якобы хитро и незаметно вытаскивает из под укрытия свой козырь (поэтому мошенник смотрит в сторону зрителя - он хвастается своей ловкостью).
Латур рассказывает ПРО ВОЗМОЖНОЕ РАЗОБЛАЧЕНИЕ И ФИАСКО АФЕРЫ МОШЕННИКОВ, в то время как шулера Караваджо абсолютно вне подозрения. Именно возможное, потому что ⬇️
Если у Караваджо кинжал на поясе шулера довольно прямолинейно намекает, что игра вряд ли кончится для жертвы благополучным исходом, то Латур об этом намекает умозрительно - по правилам того времени, когда юноша заметит обман, он должен схватиться за шпагу... Но он может и "не заметить" (судя по внешнему виду довольно жеманного молодого человека он навряд ли рискнет противостоять злу).
Это история ПРО БЛУДНОГО СЫНА, проматавшего все свое наследство в обществе блудниц. Это история ПРО ПУТЬ К РАСКАЯНИЮ, ибо не познав зла, не открыться добру.