Галина ЮЗЕФОВИЧ
Проверяла сегодня (образцовую) письменную работу моей замечательной магистрантки, посвященную рыночной стратегии издательства "Фантом Пресс". В частности, там рассматривался приснопамятный полуторагодичной давности скандал издательства с блогерами. Ну, что мы можем сказать сегодня (и исследование моей магистрантки это убедительно подтверждает): коммерческий эффект от всех призывов и клятв никогда больше не покупать книги "Фантома" оказался, как и ожидалось, строго нулевым. Ни в плюс, ни в минус — никак.
И это, мне кажется, очень важным свидетельством того, как плохо и неэффективно в сегодняшнем медиа-мире работают отрицательные месседжи. Те, кто является их благодарной аудиторией, по большей части вообще не являются аудиторией тех объектов, которые в них ниспровергаются.
Иными словами, негативное высказывание ("вот вы тут думаете, что Х хорош, а ведь его просто раскрутили, на самом деле Х плох, ужасен, постыден и смешон") самодостаточно по своей природе. Оно ничего не меняет и вообще не для того придумано: люди, которые пишут в комментариях "мы больше ни в жисть" или "спасибо, что уберегли", по большей части и так не покупали книги условного "Фантома" и не собирались читать (и тем более покупать) романы богомерзкого Х.
Иногда (редко) негативные отзывы бывают смешными и по-своему изящными. Вот мне, например, совершеннейшему не-кинозрителю, иногда бывает очень смешно от разборов Bad Comedian, но я почти никогда не смотрю то, над чем он измывается, и не планирую. А если вдруг планирую, то мое намерение никак не изменится от того, какие несусветные ляпы Bad Comedian в фильме нашел.
Словом, не то, чтобы я против негативных высказываний — почему нет. Важно то, что они не влияют на то, на что как бы пытаются повлиять, и лишены, извините за выражение, коммуникативности. Они могут работать на продвижение автора высказывания (чаще всего так и бывает), на самолюбие людей, желающих быть "не как все", они могут формировать идентичность самостоятельной (иногда довольно плотной и дружной) аудитории. Но ни на популярности унасекомливаемого объекта — большой или малой, ни на его продажах - значительных или ничтожных — они сказаться не могут.
Так что если вы видите очередной разгром милого вашему сердцу романа, а под ним миллион примерно комментариев в стиле "как хорошо, что прочли эту дрянь за меня, теперь мне самому рук марать не придется", не тревожьтесь: ни одного кролика не пострадало, не пострадает и, более того, не могло пострадать. Руки как были девственно чисты, так и останутся.