В 1873 году Германия приобрела на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге для размещения своего посольства одноэтажный дом, построенный ещё в 1740-х годах. Посольство расширялось, здание - нет. К началу 20-века стала неизбежной постройка нового здания для посла. Он решил строить его на том же самом месте. В августе 1911 года прошла церемония закладки, а в 1913 году немецкий архитектор Петер Беренс сдавал готовое здание. Как и раньше, с ним работал скульптор Эберхард Энке, который изготовил для украшения здания статуи Диоскуров: два юноши, стоящие рядом с укрощёнными ими конями. Статуи были изготовлены из медных листов и достигали скми метров в высоту. Вот они перед установкой на крыше.
А вот так это выглядело после установки на месте.
Условием постройки было требование, чтоб она не нарушала архитектурный ансамбль площади. Архитектурный-то ансамбль она не нарушила. Но очень сильно нарушила душевное равновесие жителей Петербурга, их национальные и религиозные чувства. Появление голых язычников рядом с Исаакиевским собором, одним из самых прекрасных православных храмов восприняли как оскорбление православных и демонстрацию тевтонской надменности (отношения с Германией в это время были уже весьма напряжёнными). Тем более, что однажды такая попытка уже была.
А когда через год началась война с Германией эти настроение вылились в действия. Толпы "патриотов" громили немецкие лавки и , уж конечно, прошлись по зданию посольства. 4 августа (22 июля по ст. ст.) толпа прокатилась по "Дому Беренса". Из окон выбрасывали мебель, картины, бельё, документы. Сорвали герб и флаг и утопили в Мойке. Статуи были сброшены. Ходили слухи, что их тоже утопили в Мойке, но, скорей всего, их просто демонтировали и уничтожили.
В 1919 году часть здания занимал Германский рабоче-крестьянский совет, в 1922-41 годах - немецкое консульство. В годы Великой Отечественной воны здесь был госпиталь, позднее в нём размещались и размещаются до сих пор разные организации и учреждения. Ныне это Управление Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.
В 2008 году группа энтузиастов (реставраторов, художников и скульпторов) представила проект восстановления скульптурной группы "Диоскуры" на здании. Проект поддержала Россвязьохранкультура.
Так что, мы можем вскоре и увидеть вновь "Диоскуров". Правда, это будут уже не совсем те Диоскуры, а новые, возрождённые. Ну, им не в диковинку умирать и возрождаться. Со времён Древней Греции это их привычный образ жизни. Ждём!
А ещё ведь есть Диоскуры у Конного Манежа. В 1804-07 гг. в Петербурге архитектор Джакомо Кваренги выстроил Манеж для Конногвардейского полка. Перед главным портиком фасада он решил установить статуи Диоскуров. По его заказу их выполнил из каррарского мрамора с античных образцов итальянский скульптор Паоло Трискорни в 1810 году. Вот Кастор
А это Поллукс (Полидевк)
Но как раз из-за Исаакиевского собора, который, судя по размаху строительных работ, обещал стать самым грандиозным храмовым сооружением в России, священнослужители возмутились присутствием срамных изображений рядом с храмом. По распоряжению царя Николая I статуи убрали с постаментов и вернули только в 1954 году. 110 лет они простояли у Конногвардейских казарм по Конногвардейскому переулку.
Нет, исчезать с глаз долой и возвращаться снова, пропадать и возвращаться - это воистину судьба Диоскуров!