Видимо как читатель я представляю из себя тот тип, который воспринимает литературное произведение эмоционально, поверхностно и не склонен вдумчиво анализировать текст при его прочтении. Именно поэтому часть классических произведений мистической направленности утаили от меня при первом прочтении свою магическую таинственную суть.
Таким текстом стала для меня поэма Венедикта Васильевича Ерофеева МОСКВА-ПЕТУШКИ
Первый раз эту поэму мне довелось прочитать в студенческие годы, тогда же я свёл тесное знакомство с алкоголем. Так что весёлые и порой жуткие приключения алкоголика Венички, очнувшегося в "неведомом" подъезде и начавшего свой нелёгкий Путь на страницах этой книги моментально пришлись мне по сердцу.
Сюжет
Довольно симпатичный читателю герой на протяжении поэмы, философствуя и пускаясь в забавнейшие монологи, встречаясь с реальными людьми и мифическими персонажами, пробирается сквозь различные препятствия в некое таинственное место.
Петушки - это место, где не умолкают птицы, ни днем, ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин.
Конечно, будучи молодым беззаботным студентом, ещё не видевшем тайные знаки судьбы и зашифрованные смыслы в попадающихся на его пути культурных артефактах, я не увидел и в этом произведении его потустороннего подтекста.
Простота и наивность фабулы повествования радовала студенческую душу: проснувшийся в московском подъезде алкоголик, с трудом дожидается открытия магазинов, покупает на последние деньги спиртное и выезжает на электричке Москва-Петушки к любовнице с ребенком.
Но эта простота обманчива.
Вечное возвращение
На страницах поэмы, скрытая юмором, цитатами из русской классики и советской пропаганды, завуалированная отсылками к историческим событиям и засыпанная названиями населённых пунктов, происходит драма вечного возвращения человеческой души к её сакральному истоку.
...явные, скрытые и ложные цитаты, реминисценции, аллюзии, пародии, травести, мистификации, широко использованные ресурсы устной речи: пословицы, поговорки, «крылатые слова», анекдоты, песни... На страницах книги встречается более 100 имен русских и зарубежных писателей, философов, композиторов, политиков, артистов, литературных и библейских персонажей. Названия произведений искусства — книг, опер, картин, фильмов, а также исторические события и имена географических местностей, не связанные впрямую с действием, — образуют группу из более чем 70 наименований.
С. Гайсер-Шнитман
За всей этой мешаниной смыслов скрыта Одиссея Венички, поиск человеком своего Начала.
На протяжении поэмы герой то приближается к заветным Петушкам, то отдаляется от них. То угадывает очертания петушковского райсобеса, то сбивается с пути в ночной мгле, отчаиваясь дойти до желанного утопического места.
Герой
Сам же Веничка предстаёт пред нами в этой поэме совершенным Иванушкой-дурачком. Беззлобный и добродушный, ропча на нелёгкую долю он никогда не гневается на окружающих и может лишь ласково матюкнуться, никогда не проклиная ближнего и не желая ему зла. Светлая и чистая душа, которая общается с Богом и Ангелами.
"Если хочешь идти налево, Веничка, - иди налево. Если хочешь направо - иди направо. Все равно тебе некуда идти. Так что уж лучше иди вперед, куда глаза глядят..."
Венедикт Ерофеев провел своего Веничку через поэму, сполна очистив своего героя испытаниями и мучениями в конце концов приведя его к концу и наверно не зря снабдив его отход библейскими коннотациями.
Без сомнения этот замечательный пример наполненного скрытым смыслом текста будет интересен все любителям иносказаний и аллегорий.
Уверен, что вставший на путь духовного поиска по достоинству оценит эту книгу и получит огромное удовольствие, в том числе и от языка, которым написана эта поэма.
__________________________________________________________________________________________по мотивам поэмы Вен. Ерофеева "Москва-Петушки"
и рассказа В. Пелевина "Икстлан-Петушки"
__________________________________________________________________________________________
Спасибо за Ваше внимание и поддержку канала!
Надеюсь, что Вам было интересно и Вы сегодня узнали что-то новое.
И конечно же интересно как Вы считаете:
- действительно ли эта многослойность присутствует в поэме "Москва-Петушки" ?