Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

5 отечественных зданий в стиле неогрек

Оглавление

В середине XIX века русские зодчие вдохновлялись архитектурой прошлого — готической, византийской, древнерусской. Из увлечения греческим архитектурным наследием появился стиль неогрек. О необычных отечественных зданиях, построенных в этом стиле, рассказывает «Культура.РФ».

Новый Эрмитаж в Санкт-Петербурге

ПОРТИК НОВОГО ЭРМИТАЖА, УКРАШЕННЫЙ СКУЛЬПТУРАМИ АТЛАНТОВ. ФОТОГРАФИЯ: ВИКТОРИЯ КАТЬЯНОВА / ФОТОБАНК «ЛОРИ»
ПОРТИК НОВОГО ЭРМИТАЖА, УКРАШЕННЫЙ СКУЛЬПТУРАМИ АТЛАНТОВ. ФОТОГРАФИЯ: ВИКТОРИЯ КАТЬЯНОВА / ФОТОБАНК «ЛОРИ»

Новый Эрмитаж стал первым специально построенным зданием для художественного музея. Его проект Николай I поручил баварскому зодчему Лео фон Кленце, уже зарекомендовавшему себя в музейной архитектуре: он был автором Глиптотеки и Пинакотеки в Мюнхене.

Кленце спроектировал двухэтажное здание в неогреческом стиле с двумя внутренними дворами и четырьмя отличающимися друг от друга парадными фасадами. Главной деталью здания стал выходящий на Миллионную улицу портик с десятью гранитными атлантами работы Ивана Теребенева. После разработки проекта Кленце не стал задерживаться в Петербурге для наблюдения за строительством — эту функцию взяли на себя Василий Стасов и Николай Ефимов.

Дворец Бельведер в Петергофе

ДВОРЕЦ БЕЛЬВЕДЕР. ПЕТЕРГОФ. ФОТОГРАФИЯ: АЛЕКСАНДР ЩЕПИН / ФОТОБАНК «ЛОРИ»
ДВОРЕЦ БЕЛЬВЕДЕР. ПЕТЕРГОФ. ФОТОГРАФИЯ: АЛЕКСАНДР ЩЕПИН / ФОТОБАНК «ЛОРИ»

Бельведер в Луговом парке Петергофа построили по заказу Николая I для его жены Александры. Император сам выполнил эскиз будущего дворца, а источником вдохновения стал храм Эрехтейона в Афинах. Воплощать же проект поручили придворному архитектору Андрею Штакеншнейдеру. На вершине Бабигонского холма он возвел прямоугольное двухэтажное здание, которое украшал портик с гранитными кариатидами. Их фигуры выполнил создатель атлантов Нового Эрмитажа Иван Теребенев. На втором этаже здания располагалась открытая терраса, откуда открывался чудесный вид на Петербург и Финский залив (именно поэтому дворец и получил название Бельведер, что в переводе означает «великолепный вид»).

Музей изобразительных искусств в Москве

ПАРАДНЫЙ ВХОД В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМ. А.С. ПУШКИНА (ГМИИ) ФОТОГРАФИЯ: АЛЁШИНА ОКСАНА / ФОТОБАНК «ЛОРИ»
ПАРАДНЫЙ ВХОД В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМ. А.С. ПУШКИНА (ГМИИ) ФОТОГРАФИЯ: АЛЁШИНА ОКСАНА / ФОТОБАНК «ЛОРИ»

В 1896 году Иван Цветаев объявил конкурс на архитектурный проект Музея изящных искусств при Московском университете, и его выиграл Роман Клейн. При участии архитектора-самоучки Петра Бойцова он разработал проект в духе классического античного храма, украшенного колоннадой, как в Эрехтейоне на Акрополе. Это архитектурное решение было вызвано видением Ивана Цветаева: он хотел, чтобы здание музея тоже стало своего рода экспонатом. При этом античный внешний вид здания совмещался с последними достижениями в музейном строительстве. Так, кровлю музея сделали из стекла, что обеспечивало прекрасное освещение, выгодное для экспонирования живописи. Музей пострадал в годы войны: артобстрелы уничтожили кровлю, и здание три года простояло без крыши, но вскоре его восстановили.

Биржа в Москве

МОСКОВСКАЯ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РФ. ФОТОГРАФИЯ: ДМИТРИЙ НЕУМОИН / ФОТОБАНК «ЛОРИ»
МОСКОВСКАЯ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РФ. ФОТОГРАФИЯ: ДМИТРИЙ НЕУМОИН / ФОТОБАНК «ЛОРИ»

По инициативе купеческого сообщества неподалеку от Гостиного Двора на Ильинке построили Биржу. Ее первое здание спроектировал Михаил Быковский, однако его работа не устроила купцов: они по-прежнему обсуждали свои дела на крыльце Гостиного Двора и в Биржу не ходили. Тогда в 1873–1875 годах здание перестроили по проекту Александра Каминского. Благодаря элементам неогреческого стиля новая Биржа получилась более представительной и торжественной и сразу стала центром торговой жизни Москвы: если раньше в биржевом обществе состояло 200–300 человек, то после реконструкции здания число его членов возросло до тысячи. В советское время стройные пропорции здания были испорчены: по проекту архитектора Ивана Кузнецова надстроили третий этаж. Сегодня в здании находится Торгово-промышленная палата.

Дом Стахеева в Москве

ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА КУПЦА НИКОЛАЯ СТАХЕЕВА (СЕЙЧАС ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДОМ ДЕТЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ) И ФОНТАН «БОГИНЯ НОЧИ». ФОТОГРАФИЯ: НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВА / ФОТОБАНК «ЛОРИ»
ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА КУПЦА НИКОЛАЯ СТАХЕЕВА (СЕЙЧАС ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДОМ ДЕТЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ) И ФОНТАН «БОГИНЯ НОЧИ». ФОТОГРАФИЯ: НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВА / ФОТОБАНК «ЛОРИ»

Богатый золотопромышленник Николай Стахеев приобрел участок земли на Новой Басманной улице в самом конце XIX века. Когда все старые постройки снесли (в том числе дом, где 20 лет жил Петр Чаадаев), архитектор Михаил Бугровский построил на их месте грандиозный особняк в стиле неогрек. Интерьеры дома выглядели довольно эклектично: отдельные комнаты были оформлены в духе классицизма и барокко, но были в доме и рокайльная гостиная, и готическая столовая, и мавританская курительная.

С особняком и его владельцем связана одна занимательная история: в 1918 году Николай Стахеев инкогнито приехал в Россию, чтобы забрать из тайника своего дома спрятанные там ценности. Однако около особняка его остановили дружинники и отвезли на Лубянку. На допросе, который проводил сам Дзержинский, Стахеев предложил сделку: в обмен на указания место тайника ему позволят уехать из страны и будут до конца жизни платить персональную пенсию. Дзержинский согласился — и на средства, полученные от продажи ценностей Стахеева, построили Дом культуры железнодорожников. Сама эта история вдохновила Илью Ильфа и Евгения Петрова на создание легендарных «12 стульев». С 1940 года в здании находится Центральный дом детей железнодорожников.

Автор: Лидия Утёмова