Произведение написано в нелегкий для поэта период (1956 г.)– неприятие его творчества литературным сообществом. Борис Леонидович пишет в это время несколько стихотворений о природе, что помогает ему обрести внутреннюю гармонию и получить поддержку в своем одиночестве. «Золотая осень» стоит в этом ряду. Произведение выражает веру поэта в то, что любые проблемы, даже увядание и смерть, в итоге увенчаются победой жизни. Ведь не зря даже в природе осень – лишь кратковременное явление, лишь сезон. Так и в нашем человеческом существовании.
Рассмотрим, как через художественные средства и приемы раскрывается эта мысль поэта.
Первые четыре строфы стихотворения полностью состоят из назывных предложений:
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
И этим отсутствием глаголов подчеркивается статичность деревьев, спокойствие леса. Они просто тут, они просто есть. И мы начинаем чувствовать, что осень – это уход на покой. Уже не нужно ни к чему стремиться, нужно просто отдыхать. Природа являет себя в этом покое, а лирический герой погружается в созерцание умиротворенного состояния природы, в котором пропало весенне-летнее действие, оживление, суета, а появилось немного торжественное приготовление ко временной смерти, привычной и оттого не страшной. Торжественность подчеркивается таким лексическим средством, как возвышенная лексика: лист древесный, погребенная земля, чертог, в позолоте небывалой, лик березы.
Да и сама природа занята сейчас лишь самосозерцанием, что выражено в следующей метафоре:
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Огромность леса подчеркнута тройным повтором одного слова «залы» и последующим перечислением:
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Интересна в этом стихотворении характерная для Пастернака идея о связи природы и искусства. И тогда лес – это выставочный зал с картинами. «Залы» звучанием согласных з и л перекликаются со словом «позолота» (возникает аллитерация), и тогда золотые листья становятся позолоченными картинами:
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Звучит и мифологическая тема обручения, которое предшествует смерти. Например, в древнегреческой мифологии обручение Персефоны с Аидом обусловило временный конец лета и наступление зимы. Возможно, поэтому береза и липа сравниваются с новобрачными, так как их тонкое, редкое одеяние стало похоже на фату или венец. Их свадьба – это одновременно и погребение земли, приход на землю смерти:
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
Канавы и ямы – эти образы ассоциируются с могилами, с захоронением.
Но трагическое звучание отсутствует, ведь природа точно знает, что все оживет в свой черед. Не случайно после первых четырех статических четверостиший следуют три строфы, в которых, наоборот, чувствуется ритм и динамика, благодаря глаголам и анафоре «где». С нее начинаются три следующие строфы и более того, вторая половина последней строфы:
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
(…)Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
Итак, завершается стихотворение образом наступающей зимы, «стужи». Последняя ассоциируется со старой хранительницей «древнего уголка», в котором хранится множество «старых книг, одежд, оружья». Ей суждено перелистать свои сокровища и затем удовлетворенно и спокойно уйти на покой.
Композиция стихотоврения - кольцевая, так как первое и последнее четверостишия начинаются и заканчиваются созвучно:
«Осень. Сказочный чертог…» (…) – «Осень. Древний уголок…».
Также в ней присутствует такой ритмический прием, как контраст (противопоставление первой, статической части, и второй, более динамической).
Жанр- пейзажная лирика
Тема – осенний лес
Лексические средства:
метафоры: «осень. сказочный чертог», «зари вишневый клейЗастывает в виде сгустка», «Осень. Древний уголок Старых книг, одежд, оружья».
Развернутая метафора и олицетворение: «сокровищ каталог перелистывает стужа», «закат… оставляет след янтарный», просеки «заглядевшиеся в озера», «Лик березы – под фатой»
сравнения: «как на выставке картин», «Липы обруч золотой – Как венец на новобрачной», «В желтых кленах флигеля, Словно в золоченых рамах».
Стихотворный размер – 4-стопный хорей, рифмовка перекрестная.