"История начинается лет через сто, а до этого - политика" [Смею надеяться, что Я. По крайней мере, формулировочка :)].
"Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь,
Корабль в плачевном состоянье".
"Письмо к женщине". Сергей Есенин.
В свое время я достаточно часто посещал Нарву. Она была своеобразным окном в Европу. Отсюда на денек можно было съездить в Таллин, выехать с друзьями на отдых в Усть-Нарву. Простите, Нарву-Йыэсуу. Язык сломаешь, но это от того, что мы не знаем, как произносятся те или иные буквосочетания. Это, как удвоенное "ff" на концах русских фамилий, читается, как "в". В результате, романтично-загадочный Sinebrychoff, на поверку оказывается вполне домашним Синебрюховым. И закономерно возникает вопрос: а брюхо почему синее? Неужели от джин-тоника? Уже с тех пор в голове отложились: Кренгольм, Кренгольмская мануфактура. Если не ошибаюсь, на улице Пушкина располагался большой магазин "Ткани", в котором продавались изделия Кренгольмской фабрики. У нас дома до сих пор сохранились пара забавных кухонных полотенец и мое любимое банное полотенце, тоже родом отсюда. Но близко познакомиться с районом Нарвы Кренгольм как-то не хватало времени. В последнее посещение Нарвы (уже в независимой Эстонии) я буквально удрал от спутников и поехал посмотреть, что это такое. Сразу оговорюсь, это было не вчера, но, думаю, за прошедшее время мало что изменилось. Даже то немногое, что мне удалось посмотреть, впечатляет. Захотелось ознакомиться с историей, связанной с этим замечательным местом.
Остров Кренгольм находится между двумя рукавами реки Нарва, на которых в этом месте имеются Нарвские водопады. Еще Петр Первый обратил внимание, как много энергии пропадает даром и указал на необходимость развития здесь производств.
Нарвская ГЭС в Ивангороде, Ленинградской области, построена в 1950-1956 годы на одном из Нарвских водопадов. Половина плотины находится на территории Эстонии.
На берегах Наровы издавна строились фабрики, использующие мощь Нарвских водопадов. Известна суконная фабрика купца Момма, которую впоследствии продали товариществу на паях "Нарвская мануфактурная компания", в составе учредителей которого засветились министр иностранных дел граф Нессельроде и граф Бенкендорф - в последствии первый шеф жандармов. Эта суконная фабрика в 1845 году была продана барону Штиглицу - известному финансисту и предпринимателю. В 1851 году Штиглицем была основана еще и парусинная фабрика.
Штиглиц построил железную дорогу от Санкт-Петербурга до Петергофа и Ораниенбаума, затем в 1870 году дорогу от Тосно, через Нарву до Ревеля и Балтийского порта (Балтийская железная дорога). Как раз мимо своего "заводика". Впоследствии дорога соединилась с Санкт-Петербургом через Лигово и Красное село.
В 1857 году здесь появился Кноп, как один из соучредителей "Товарищества Кренгольмской мануфактуры". Другими соучредителями был Козьма Солдатёнков и Алексей Хлудов - известные московские предприниматели. Интересная деталь: Солдатёнков был крупным книгоиздателем, а Хлудов библиофилом, собирателем редких рукописей.
«Где церковь, там и поп, где казарма, там и клоп, а где фабрика — там Кноп» [Поговорка XIX века].
Иоганн Людвиг Кноп прибыл в Россию в 1839 году как коммивояжер фирмы "Де Джерси". Быстро понял особенности русского предпринимательства, где в большой степени играют личные контакты. Общительный молодой человек принял законы поведения в кругах российских фабрикантов и стал крупнейшим их представителем. Кноп занимался поставкой оборудования для ткацкой промышленности. Особенностью его деятельности было то, что он брался обустроить фабрику с "нуля", обеспечивая ее оборудованием, технологическими процессами, кредитами под будущие прибыли, приглашением специалистов для наладки оборудования, обучения и, как бы сейчас сказали, авторским надзором. За годы своей деятельности в России, Кноп принимал участие в строительстве около двухсот ткацких фабрик.
На снимке усадебный дом Кнопа в Колпачном переулке в Москве, построенный архитектором А.С. Каминским. Первым клиентом Кнопа был Савва Васильевич Морозов, который поручил ему оборудовать новую фабрику. В те времена это было не просто. Кредитная система не развита, англичане, поставщики оборудования, не рвались поддерживать возможных конкурентов. После успешного выполнения заказа к Кнопу потянулись другие предприниматели. Говорят, что только после тщательного изучения состояния дел претендента, Кноп брался или нет за новый заказ. Причем, часто договор скреплялся только рукопожатием.
В "Товариществе Кренгольмской Мануфактуры" Кноп выступал одним из главных собственников. Лев Герасимович Кноп (уже Лев Герасимович) принял на себя обязанности директора-распорядителя. На Нарове быстро выросли корпуса новых фабрик. Развивались международные связи. Привезенный морем хлопок разгружался в порту Усть-Нарвы, где были построены специальные склады. По мере необходимости хлопок поднимался по Нарове на фабрики мануфактуры.
"Хлопок обрабатывается на Кренгольмской мануфактуре на пряжу и ткани. Хлопок получается преимущественно американский. В 1905 г. было получено и употреблено хлопка:
среднеазиатского ..... 155.158,07 пуд.
американского .......... 555.891,19
египетского ................. 23.414,30
Всего .......................... 734.464,16 пуд.
Заграничный хлопок получается морем, частью прямо в Нарвском порте, частью чрез Ревель и Балтийский порт, среднеазиатский же хлопок – по железной дороге" [1].
Для размещения рабочих строились казармы. В основном, работники были из России. Наверное, с тех самых пор Нарва стала русскоязычным городом, чего не удается искоренить до настоящего времени. Но на мануфактуре работали и эстонцы, и поляки.
Сначала казармы были деревянными, потом стали возводиться кирпичные корпуса. Для обеспечения работников создавались всевозможные службы, так, что Кренгольм стал городом в городе. В его строительство заложена популярная в XIX веке философская социологическая архитектурная концепция промышленного города будущего. Поэтому мануфактура создавалась, как цельный градостроительный ансамбль. Здесь имелись школы, церкви, больница.
На фотографиях в галерее кирпичные казармы для рабочих.
Здание старой больницы. На ее стене можно обнаружить мемориальную доску.
Алиш Павел Васильевич - российский архитектор немецкого происхождения. Учился в Берлинской академии архитектуры. Аттестован Петербургской Академией художеств. Под руководством Алиша построено большинство зданий Кренгольмской мануфактуры. Алиш был ярким представителем кирпичной промышленной и неовизантийской архитектуры. По его проекту возведен Нарвский Воскресенский собор.
Собор построен в 1890-1896 годах на средства Кренгольмской мануфактуры. Частично на средства рабочих. Властями было разрешено вычитать на строительство храма 2 копейки с рубля выплачиваемого жалования. Кирпичи для строительства собора изготовлены на заводе, принадлежавшем мануфактуре. Торжественная закладка собора была приурочена к встрече в Нарве двух императоров: Александра III и Вильгельма II. Закладка произведена 5 августа 1890 года в присутствии многих высокопоставленных особ лично императором Александром III, который заложил первый камень.
До начала 1880-х годов нарвские лютеране-эстонцы не имели своей церкви, поэтому в 1881 году по инициативе администрации мануфактуры началось строительство Александровской евангелическо-лютеранской церкви.
Церковь построена по проекту профессора Гиппиуса, под руководством Алиша в романском стиле из местного известняка. В плане она представляет правильный восьмиугольник. Освящение церкви состоялось 28 мая 1884 года. То есть, сначала была построена Александровская церковь, позже Воскресенский собор, хотя обсуждение строительства Воскресенского собора велось с 1872 года. Справедливости ради, надо сказать, что у православных к этому времени своя церковь была.
Насколько я понимаю, это дом для административного состава мануфактуры, но могу и ошибаться.
Маленькая изящная загадка, разработана и построена Алишем. Сооружение вгоняет в ступор некоторых авторов статей, пишущих о Кренгольме. Всего навсего мусоросжигательная печь. Памятник архитектуры, тем не менее.
Хотя основные проекты Алиша сосредоточены на Кренгольме, известны его работы и в Петербурге.
Административный корпус Санкт-Петербургского металлического завода на Свердловской набережной. Башенные часы, надо думать, современные, но что-то на башне было до них.
По проекту архитектора А.И. Владовского в 1911 заложена больница для рабочих Кренгольмской мануфактуры в честь 300-летия царствования Дома Романовых. Больница начала принимать больных в 1913 году. Здание построено в стиле национально-романтического модерна. Больница действует до настоящего времени.
Чтобы не создавалось ложного впечатления, что Кренгольмская мануфактура являла собой некоторую идиллию, вспомним, что она, прежде всего, предназначалась для извлечения прибыли, а капиталист будет всячески экономить на работниках. В 1872 году в Эстляндской губернии вспыхнула эпидемия холеры. Многие рабочие поспешили уволиться. Эстляндский губернатор М.В. Шуховской направил на фабрику врачебного эксперта доктора Фалка. Инспектор остался недоволен условиями жизни рабочих. Какие-то казармы решено было расселить из-за тесноты и большой скученности народа. Рабочие высказывали и другие претензии к руководству фабрики. По рассмотрению требований, большинство из них было признано справедливыми, и руководство выразило готовность устранить их. Но вскоре поползли слухи, что выполнять обещания никто не собирается. На мануфактуре вспыхнули волнения. В администрацию стали поступать жалобы, что зачинщики беспорядков мешают рабочим нормально трудиться. Организаторы Якоб Тамм, Вильем Прейсман и другие были арестованы. Оказалось, что "просьбы трудящихся" инициированы самой администрацией мануфактуры. Требования рабочих освободить руководителей забастовки вылились в широкомасштабную стачку, для подавления которой пришлось вызвать войска. Кренгольмская стачка стала первым в России выступлением рабочих промышленных предприятий в защиту своих прав.
В период первой мировой войны, революции Кренгольмская мануфактура испытывала серьезные трудности. Кнопы вынуждены были покинуть Россию. В свободной Эстонии мощности предприятия оказались невостребованными. Только после вхождения в 1940 году Эстонии в СССР, мануфактура стала возрождаться и вновь обрела статус крупнейшего ткацкого предприятия - хлопчато-бумажный комбинат "Кренгольмская мануфактура".
"В хлопчато-бумажный комбинат «Кренгольмская мануфактура» входили: Старопрядильная фабрика, Староткацкая фабрика, Новоткацкая фабрика, Йоальская прядильная фабрика, Георгиевская прядильная фабрика, Георгиевская ткацкая фабрика, Отделочная фабрика, Ватинный цех, отдел главного механика, АСУП, художественные мастерские. Комбинату принадлежали: Дом культуры имени Василия Герасимова, пионерский лагерь им. Олега Кошевого, санаторий-профилакторий в Нарва-Йыэсуу, детские сады и т.д." [2].
Клуб имени Василия Герасимова в незавидном состоянии.
Двухэтажные жилые дома послевоенной постройки. Говорят, что такие дома строили пленные немцы. Быстровозводимые дома, призванные утолить послевоенный жилищный голод, можно встретить во многих городах России.
Многоквартирный жилой дом - признак возрождения в Советский период.
После восстановления независимости Эстонии, мануфактура в 1994 году была приватизирована. Основным акционером стала шведская компания Boras Wafveri AB. Помню, что жители Нарвы испытывали некоторую эйфорию. Вот пришли шведы, сейчас так заживем, что все умрут от зависти. Но шведы, они и есть шведы, зачем им вкладываться в старое производство, которое потеряло основной рынок сбыта - Россию? В 2010 году предприятие было объявлено банкротом. Закончилась славная история флагмана российской текстильной промышленности. Небольшое нарвское текстильное предприятие ООО «Евротекстииль Групп» выкупило право на торговую марку "Кренгольмская мануфактура". Сменило наименование на ООО "Кренгольмская мануфактура". В 2015 году на нем числилось 52 сотрудника [2]. Как дело обстоит сейчас, не знаю. Многие объекты Кренгольмской мануфактуры снесены, хотя некоторые из них числились в реестре памятников архитектуры Эстонии. Судя по публикациям, сохранившиеся здания стали объектом туристического паломничества.
На фотографиях одна из фабрик Кренгольмской мануфактуры. Следует признать, что независимость государства, сама по себе, не является целительной пилюлей для производства. Нужен масштаб мышления, большие деньги, организаторский талант и огромный рынок сбыта.
Литература:
[1] "КРЕНГОЛЬМСКАЯ МАНУФАКТУРА.
Историческое описание, составленное по случаю 50-летия ее существования. 1857-1907".
[2] "Кренгольмсккая мануфактура". Википедия.
Не забываем ставить лайки, раз уж дочитали. :)
Некоторые фотографии автора, использованные в статье, размещены в портфолио на сайте фотобанка Лори (Александр Щепин - это я).
https://lori.ru/Blink?ref=2106
Заходите.