Доброго времени суток, дорогие друзья!
Сегодня поговорим о детской агрессии. Тема не простая, но уверяю Вас стоящая. На эту тему меня натолкнула недавняя работа с 9 летним ребенком (третий класс общеобразовательной школы). Ребенок не мог совладать с собой. Может наброситься на кажущегося обидчика и даже покусать, несмотря на возраст. И так, немного теории.
Существует много определений агрессии. Хочу предложить следующее: агрессия есть активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Гнев- одна из основных и важнейших эмоций человека. Давайте рассмотрим ее происхождение.
В свое время, я работала в перинатальном центре, где могла наблюдать за новорожденными. С уверенностью говорю о том, что у только родившегося ребенка можно определить состояние, когда он доволен и когда недоволен. Его недовольство проявляется в крике, движении тела, выражении лица. Уже в 2 месяца легко выделить из общего состояния недовольства эмоцию гнева. По выражению лица (рот, брови, лоб) можно сказать, что младенец злиться. Становясь старше и овладевая своим телом, дети сопровождают данную эмоцию действиями: движения рук, ног. Например, в 6-7 месяцев ребенок может злиться на попытки закапать в нос, он попытается оттолкнуть ее руку, вывернуться, при этом он может кричать. В дальнейшем добавляются бросание игрушек, их пинание и другие, более демонстративные формы поведения.
Что же становиться причиной появления гнева у младенца? Одна из первых причин- это боль. Многие исследования подтверждают о том, что боль является врожденным пусковым механизмом гнева и возможного агрессивного поведения. Переживание гнева создает побуждение к действию, а не само действие. А будет это действие агрессивным, зависит от ряда причин это и индивидуальные способности ребенка ( возбудимость нервной системы), и особенности социальной среды (его ближнее окружение).
Частый вопрос, который задают родители: «Почему ребенок стал агрессивным?»
Итак, эмоция гнева служит активатором агрессии, но не обязательно приводит к ее проявлению. Агрессивное поведение обусловлено целым рядом факторов- культурных, семейных и индивидуальных.
Чем старше ребенок, тем большую роль в его поведении играет среда воспитания: эмоциональные отношения, которые существуют в семье, принятые формы поведения, реакция взрослых на различные действия ребенка, принципы воспитания. Практика показывает, что социальная среда больше воздействует на формирование агрессивности ребенка, чем врожденная предрасположенность. На формирование данной черты влияют 4 момента:
- негативизм матери ( ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие);
- терпимость матери к проявлению агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т.е. поощрение такого поведения);
- суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
- индивидуальные способности темперамента ребенка (возбудимость и вспыльчивость).
Важно помнить, что у агрессивных родителей, как правило, вырастают агрессивные дети. Чтобы воспитывать желаемое поведение у своих детей, следует разобраться со своим собственным.
Время пролетает быстро, и наступает школьная пора. Это очень важный и сложный период:
-время школьной деятельности и переход в среднюю школу;
- это период перед половым созреванием ребенка (начинаются гормональные изменения в организме, что влияет на психику уже подростка).
И так, родители, и взрослые начинают относиться к ребенку не просто как к ребенку, а как к школьнику. Меняется распорядок дня, требования возрастают, ребенок начинает оцениваться взрослыми исходя из его успехов в школе.
Все эти изменения в окружении ребенка происходят очень быстро, и не каждый ребенок способен сразу принять их. Возникают сопротивления, желания, чтобы все было как прежде. И вот в этот период многие дети начинают выдавать агрессивные реакции: грубить, отказываться выполнять требования взрослых, очень нервно реагировать на замечания (психуют, злятся, разбрасывают предметы, портят учебные принадлежности). А если ребенок не справляется со школьной программой (а в начальной школе его статус в классе во многом зависит от успеваемости), то вероятность развития агрессивности увеличивается.
В общем, начальный школьный период достаточно опасен для развития и закрепления агрессивности.
Несколько рекомендаций для вас родители, чтобы избежать усиления агрессивности ребенка:
- установить вместе с ребенком школьный режим;
- объясните ребенку, что учеба- это его одна из основных обязанностей, и достаточно приятных, ведь он будет узнавать что-то новое;
- определите время вашего взаимодействия при выполнении домашнего задания.
Чем раньше вы приучите ваших детей брать ответственность за свою учебу, тем меньше у вас будет поводов для ссор и конфликтов, больше возможностей сохранить взаимопонимание. А ведь взаимопонимание и есть залог профилактики агрессивного поведения у детей.
Любите своих детей, Но не залюбливайте! Счастья Вам и добра!
Дорогие мои подписчики! Я от всего сердца желаю Вам здоровья, душевного равновесия, счастья и всего самого доброго!
Если у Вас есть вопросы, звоните, помогу сориентироваться сразу (двадцатиминутная первичная консультация бесплатна): 8-915-789-40-71
Буду очень рада видеть Вас на страницах своего сайта по адресу:
https://psychologist-karlova.ru/index.php
Консультации проводятся по скайпу, по телефону , вWhatsApp, ZOOM
Запись на консультацию психолога по телефону: 8-915-789-40-71
С уважением к Вам, Автор - психолог Карлова Ирина Владимировна.