Найти тему
МИФ. Детство

Тест: какого стиля воспитания вы придерживаетесь

Источник фото: https://unsplash.com/photos/DUrU_bZV8So
Источник фото: https://unsplash.com/photos/DUrU_bZV8So

Сегодня мы предлагаем вам пройти тест из книги «Эмоциональный интеллект ребенка», который поможет определить ваш стиль воспитания.

Возьмите ручку и лист бумаги. Запишите напротив каждого утверждения букву П (= правильно) или Н (= неправильно) в соответствии с тем, насколько вы с ним согласны.

Важно! Записывайте каждый ответ, а не просто считайте количество П и Н — это необходимо для правильного подсчета результатов.

Вопросы

1. На самом деле у детей мало поводов для грусти.

2. Я думаю, что если гнев находится под контролем, то испытывать его вполне нормально.

3. Дети, которые демонстрируют свою грусть, просто хотят, чтобы взрослые их пожалели.

4. Когда ребенок злится, нужно сделать короткий перерыв.

5. Когда моему ребенку грустно, он начинает плохо себя вести.

6. Когда моему ребенку грустно, он ждет, что я исправлю мир и сделаю его совершенным.

7. При моем ритме жизни у меня нет времени на печаль.

8. Гнев является опасным состоянием.

9. Если игнорировать печаль ребенка, то она проходит сама собой.

10. Гнев обычно означает агрессию.

11. Дети часто изображают печаль, чтобы добиться своего.

12. Я думаю, что, пока печаль под контролем, все нормально.

13. Грусть нужно преодолеть, пережить, а не зацикливаться на ней.

14. Я не против того, чтобы поговорить с ребенком о грусти, если это не тянется слишком долго.

15. Мне больше нравятся веселые дети, чем постоянно взволнованные.

16. Когда мой ребенок расстроен, это хорошее время, чтобы начать решать проблемы.

17. Я помогаю своим детям быстро справиться с грустью, чтобы они могли начать заниматься более приятными вещами.

18. Я не считаю, что если мой ребенок печален, то его можно чему-то научить.

19. Я думаю, что дети грустят из-за того, что придают слишком большое значение отрицательным сторонам жизни.

20. Когда мой ребенок злится, он превращается в настоящего негодника.

21. Когда ребенок злится, я устанавливаю ограничения.

22. Когда мой ребенок грустит, это означает, что он хочет привлечь к себе внимание.

23. Гнев — это эмоция, которая стоит того, чтобы ее изучить.

24. Чаще всего дети злятся из-за незрелости и отсутствия понимания.

25. Я пытаюсь изменить гнев своего ребенка на жизнерадостность.

26. Вы должны выражать гнев, который чувствуете.

27. Когда мой ребенок расстраивается, это шанс с ним сблизиться.

28. На самом деле у детей почти нет поводов для гнева.

29. Когда мой ребенок грустит, я стараюсь помочь ему понять, что именно его расстраивает.

30. Когда мой ребенок грустит, я показываю, что понимаю его.

31. Я хочу, чтобы мой ребенок испытал печаль.

32. Важно выяснить, почему ребенок испытывает печаль.

33. Детство — это счастливое время, так что ребенок не должен грустить или сердиться.

34. Когда мой ребенок грустит, мы садимся и говорим о грусти.

35. Когда моему ребенку грустно, я стараюсь помочь ему выяснить причину.

36. Когда мой ребенок злится, это возможность с ним сблизиться.

37. Когда мой ребенок злится, я пытаюсь испытать это чувство вместе с ним.

38. Я хочу, чтобы мой ребенок испытывал гнев.

39. Я думаю, это хорошо, что дети иногда сердятся.

40. Важно понять, почему ребенок испытывает гнев.

41. Когда моя дочь грустит, я предупреждаю ее, что у нее будет плохой характер.

42. Когда мой ребенок грустит, я беспокоюсь, что он станет пессимистом.

43. Я не пытаюсь рассказать своему ребенку что-то особенное о печали.

44. Единственное, что можно сказать о печали,  это то, что выражать ее — совершенно нормально.

45. Я не уверен, что можно что-то сделать, чтобы избавиться от печали.

46. Для расстроенного ребенка можно сделать немного, разве что утешить.

47. Когда мой ребенок грустит, я стараюсь дать ему понять, что люблю его несмотря ни на что.

48. Когда мой ребенок грустит, я не совсем понимаю, чего он от меня ждет.

49. На самом деле я не пытаюсь рассказать своему ребенку что-то особенное о гневе.

50. Единственное, что можно сказать о гневе, это то, что выражать его — совершенно нормально.

51. Когда мой ребенок злится, я стараюсь с пониманием относиться к его настроению.

52. Когда мой ребенок злится, я стараюсь дать ему понять, что люблю его несмотря ни на что.

53. Когда мой ребенок злится, я не совсем понимаю, чего он от меня ждет.

54. У моего ребенка плохой характер, и меня это беспокоит.

55. Я считаю, что ребенок не должен показывать свой гнев.

56. В гневе люди себя не контролируют.

57. Дети выражают гнев в виде приступов ярости.

58. Дети сердятся, чтобы иметь возможность идти своим путем.

59. Меня беспокоит, что, когда мой ребенок злится, он склонен все разрушать.

60. Если вы позволите детям испытывать гнев, то они будут думать, что всегда смогут поступать так, как хотят.

61. В гневе дети никого не уважают.

62. Когда дети злятся, они забавно выглядят.

63. Обычно гнев мешает делать правильные выводы, и я делаю то, о чем впоследствии жалею.

64. Если мой ребенок злится, значит, настало время решить проблему.

65. Когда мой ребенок злится, я думаю, что пришло время его отшлепать.

66. Когда мой ребенок злится, моя задача — немедленно это прекратить.

67. Я не придаю большого значения гневу ребенка.

68. Когда мой ребенок злится, я не воспринимаю это слишком серьезно.

69. Когда я злюсь, то чувствую, что сейчас взорвусь.

70. Гневом ничего не добьешься.

71. Выражение гнева вызывает у ребенка сильное возбуждение.

72. Гнев ребенка очень важен.

73. Дети имеют право испытывать гнев.

74. Когда мой ребенок сходит с ума, я просто выясняю причину.

75. Важно помочь ребенку понять, что вызвало его гнев.

76. Когда мой ребенок злится на меня, я думаю: «Я не хочу это слышать».

77. Когда мой ребенок злится, я думаю: «Если бы он мог просто научиться быть гибким».

78. Когда моя дочь злится, я думаю: «Почему она не может принимать вещи такими, какие они есть?».

79. Я хочу, чтобы мой ребенок злился, чтобы он мог за себя постоять.

80. Я не придаю большого значения печали моего ребенка.

81. Когда мой ребенок злится, я хочу знать, о чем он думает.

Считаем баллы

Отвергающий

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «Правильно» на следующие вопросы: 1, 2, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 24, 25, 28, 33, 43, 62, 66, 67, 68, 76, 77, 78, 80.

Разделите сумму на 25. Это ваши баллы по отвергающему типу.

Неодобряющий

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «Правильно» на следующие вопросы: 3, 4, 5, 8, 10, 11, 20, 21, 22, 41, 42, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 63, 65, 69, 70.

Разделите сумму на 23. Это ваши баллы по неодобряющему типу.

Невмешивающийся

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «Правильно» на следующие вопросы: 26, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 52, 53.

Разделите сумму на 10. Это ваши баллы по невмешательству.

Эмоциональный воспитатель

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «Правильно» на следующие вопросы: 16, 23, 27, 29, 30, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 51, 64, 71, 72, 73, 74, 75, 79, 81.

Разделите сумму на 23. Это ваши баллы по эмоциональному воспитанию.

Четыре стиля воспитания

Отвергающий родитель:

  • считает чувства ребенка неважными и несущественными;
  • хочет, чтобы отрицательные эмоции ребенка быстро прошли;
  • для прекращения эмоции часто использует отвлечение;
  • может высмеять эмоцию ребенка или не придать ей значения;
  • убежден, что детские чувства иррациональны, поэтому с ними не считается;
  • проявляет мало интереса к тому, что ребенок пытается ему сказать;
  • мало знает о своих и чужих эмоциях;
  • чувствует себя неуютно, боится, испытывает беспокойство, раздражение, боль, когда ребенок выражает сильные эмоции;
  • больше интересуется, как справиться с эмоцией, чем смыслом самой эмоции;
  • считает отрицательные эмоции вредными;
  • уверен, что негативные эмоции свидетельствуют о плохой приспособленности ребенка;
  • не решает с ребенком проблемы; считает, что со временем они сами разрешатся.

Неодобряющий родитель

Поведение родителей этого типа во  многом сходно с  отвергающим стилем, но  они относятся к эмоциям еще более негативно.

Неодобряющий родитель:

  • судит и  критикует эмоциональные выражения ребенка;
  • совершенно уверен в  необходимости введения границ для своих детей;
  • подчеркивает соответствие стандартам хорошего поведения;
  • делает выговоры, проявляет строгость и  наказывает ребенка за  выражение эмоций вне зависимости от того, как тот себя при этом ведет;
  • убежден, что отрицательные эмоции должны контролироваться;
  • считает, что отрицательные эмоции свидетельствуют о плохом характере;
  • утверждает, что ребенок использует отрицательные эмоции, чтобы манипулировать родителями, то есть речь идет о борьбе за власть;
  • озабочен тем, чтобы ребенок слушался старших.

Невмешивающийся родитель:

  • свободно принимает все эмоциональные выражения ребенка;
  • предлагает утешение ребенку, который испытывает негативные чувства;
  • мало рассказывает, как нужно себя вести;
    все разрешает; не устанавливает ограничений;
  • не учит детей способам решения проблем;
  • убежден, что с  отрицательными эмоциями ничего нельзя сделать, кроме как их пережить;
  • считает, что управление негативными эмоциями по-строено по  законам физики: высвободите эмоции — и работа сделана.

Эмоциональный воспитатель:

  • расценивает отрицательные эмоции ребенка как возможность для сближения;
  • легко может находиться рядом с грустным, сердитым или испуганным ребенком; эмоции его не  раздра-жают;
  • осознаёт и ценит собственные эмоции;
  • чувствителен к эмоциональным состояниям ребенка, даже если они мало проявляются;
  • не  теряется и не  тревожится из-за эмоциональных выражений ребенка; знает, что делать;
  • уважает эмоции ребенка;
  • не подтрунивает и не преуменьшает негативные чувства ребенка;
    не говорит, как ребенок должен себя чувствовать;
  • использует эмоциональные моменты, чтобы выслушать ребенка, посочувствовать и успокоить его словами и лаской, помочь ребенку назвать эмоции, которые тот испытывает, предложить варианты урегулирования эмоций, установить границы и научить приемлемому выражению эмоций.

По материалам книги «Эмоциональный интеллект ребенка»