Соломенная шляпка. СССР, 1974. Режиссер и сценарист Леонид Квинихидзе (по одноименному водевилю Эжена Лабиша). Актеры: Андрей Миронов, Владислав Стржельчик, Зиновий Гердт, Ефим Копелян, Екатерина Васильева, Игорь Кваша, Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих, Михаил Козаков, Александр Бениаминов, Владимир Татосов, Сергей Мигицко и др. Премьера на ТВ: 4 января 1975.
Режиссер Леонид Квинихидзе (1937-2018) получил известность своими телефильмами «Крах инженера Гарина», «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «31 июня», «Мэри Поппинс, до свидания» и др.
В год выхода «Соломенной шляпки» на телеэкран кинокритик Александр Свободин (1922-1999) остался им недоволен, утверждая, что это «увы! – явно затянутый фильм, демонстрирующий отсутствие у режиссера того «водевильного чертика», о необходимости которого писала в своей книге ученица Станиславского, педагог и актриса Ольга Пыжова. «Абсолютная вера во все» начинается с абсолютной веры режиссера в водевиль, который он ставит. Нам кажется, что Леонид Квинихидзе не поверил в водевиль Лабиша и начал его «укрупнять». Так появилось две серии вместо одной, так возникло глубокомыслие, где место лишь милой улыбке» (Свободин, 1975: 5). Свободин А. Мюзикл! О, мюзикл! // Советский экран. 1975. № 10. С. 4-5.
Зато уже в XXI веке кинокритик Ирина Павлова была убеждена, что «Соломенная шляпка» - лучший фильм Леонида Квинихидзе: «В нужном месте сходятся все звезды, и тогда возникает это фантастическое трио – режиссер Квинихидзе (он же автор сценария), поэт Булат Окуджава и композитор Исаак Шварц. Возникает действо, полное игры, иронии, веселого зубоскальства и истинно французского шарма. Возникает настоящий российский мюзикл, в котором нет ни грана подражания американским образцам, в котором выдержанное чувство стиля переплетается с шутками, подчас понятными только нам, в котором каждая актерская работа … сверкает тем подлинным бриллиантовым блеском, который невозможно вымучить никакими сферхусилиями, но который способен родиться буквально из ничего, как обыкновенное чудо. … «Соломенная шляпка», вне всяких сомнений, новаторское произведение в области жанра. Судя по всему, новаторское настолько, что и по сей день весь объем оригинальных художественных приемов этой ленты никем, кроме самого Квинихидзе, так и не было освоен» (Павлова, 2010: 222-223). Павлова И. Квинихидзе Леонид Александрович // Кино России. Режиссерская энциклопедия. Т. 1. М.: НИИК, 2010. С. 221-224.
Зрители XXI века, как правило, относятся к «Соломенной шляпке» очень тепло: «Прекрасный водевиль, хорошая комедия! Смотрю с большим удовольствием! Миронов, как всегда, на высоте, играет, как всегда, просто здорово! Обожаю этот фильм» (Элизабет).
Но есть, разумеется, и зрители-скептики: «Почти все советские экранизации французских водевилей - это только красивая, цветастая картинка, за которой абсолютная пустота, легковесность и вздор (смягченная старинная форма слова «глупость»)» (Вольный каменщик).
А каковы Ваши мнения об этом фильме, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020
Полные тексты моих книг о кино (бесплатное скачивание pdf, без регистрации и пароля) на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков России - «Кинопресса» http://kinopressa.ru/library : Западный мир на советском и российском экранах (1946-2016). Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей. Западный экран: авторы и звезды (записки из прошлого века)". Школа и вуз в зеркале западного и отечественного кинематографа. А также: Александр Федоров. «Тысяча и один самый кассовый советский фильм»: мнения кинокритиков и зрителей. Монография. Полный текст в свободном доступе (pdf): https://ifap.ru/library/book615.pdf