В эти выходные я случайно наткнулась на кино, которое нечаянно разбило мне сердечко, потому что так трогательно, так смешно, но одновременно - так грустно.
В 1940 году знаменитый режиссер Борис "Подвиг разведчика" Барнет по сценарию замечательных Михаила "Морозко" Вольпина и Николая "Веселые ребята" Эрдмана снял фильм "Старый наездник". О чем речь? Значит, Московский государственный ипподром. Конец 30-х. Неудачливого жокея Ивана Трофимова отправляют на пенсию. В родной деревне, на колхозной конюшне, он находит чудо-лошадь. Всего за год Иван Сергеевич воспитывает преемника Васю и готовит скакуна. Ученик, управляя сельским рысаком, приходит первым в важном забеге.
Расскажу по порядку, почему фильм крутой.
1. "Не все люди умеют быть стариками," -
говорит о себе Иван Трофимов. Соцреалистический пафос, мол, даже дети и пенсионеры должны приносить пользу обществу и тоже посильно участвовать в строительстве коммунизма, сочетается здесь с трагедией рядового человека, в истории которого обобщены миллионы судеб.
В образе Трофимова есть загадка. Словно сошедший к нам со страниц книг Гиляровского, он - осколок старого мира, а ипподром - часть образа жизни тех, кого больше нет: коммерсантов, промышленников, аристократов, предприимчивых ловкачей, искателей приключений и аферистов... Прошлое главного героя сознательно не раскрывается. Авторы оставляют зрителям пространство для фантазии.
2. Легкость и энергия.
"Старый наездник" - золотая рыбка в косяке форели. Он отличается от массы идеологически выдержанных довоенных комедий. Порой кажется, что его снимали в Голливуде. Совсем несоветский мир тотализатора и скачек, легкость, даже легкомысленность интонации, западный ритм (герои, словно танцуют фокстрот), загадошный соперник в черном, драйв, небрежность, ирония над жизнью: так, например, все село собирается за невидалью - слушать аудио письмо, в котором дедушка сообщает внучке о своей скорой свадьбе.
Неудивительно, почему мы плохо знаем это кино - его не пропустила цензура. Премьера с огромным успехом прошла в московском Доме кино, но в широкий прокат фильм не выпустили. Вот что я нашла в "Википедии":
"В справке ЦК ВКП(б) «О запрещенных кинофильмах в 1940 и 1941 году» было отмечено, что «фильм злопыхательски высмеивает все новое, что принес с собой колхозный строй в деревню. Колхоз показан как случайное сборище людей, ведущих праздный образ жизни, хорошие советские люди наделены самыми низменными чувствами жадности, соперничества, зависти. Предметом зубоскальства является легковой автомобиль, выигранный врачом, который беспрерывно застревает в грязи, а колхозники занимаются только тем, что вытаскивают машину; говорящее письмо со вздорным содержанием; парашютная вышка, вызывающая страх у героев фильма и т. д. Московский ипподром выведен ничем не отличающимся от любого капиталистического предприятия этого типа с темными дельцами, азартной игрой, трактирным весельем…».
С полки картину достали только в 1959 году. Но народной, по всей видимости, она так и не стала.
3. Трагический флер.
Ну, да бабочка, раздавленная солдатским сапогом. Я все предвоенные фильмы так смотрю. Следишь за лицами в массовке, за центральными актерами и представляешь, в какой гнетущей атмосфере, как трудно они жили, и что им еще предстояло. Страшно, блин.
4. Великая комическая актриса.
Невероятная красавица, но такая забавная. Совершенно удивительная Анна Комолова - актриса всемирного обаяния. Она могла стать международной звездой, если бы не исторические препятствия. Роль внучки Трофимова - деревенской Маруси, впервые оказавшейся в Москве, она исполнила блестяще. Большая часть удачного юмора в фильме - на ее счету. Почему мы ее больше не видели?
Сначала я думала, с ней в войну что-то нехорошее приключилось. Но оказалось, Анна Комолова прожила девяносто лет!
Бывшая танцовщица, вынужденная оставить профессию из-за проблем с сердцем, получила актерскую славу ролью шофера Гали в хитовой комедии 39-го года "Шуми, городок".
Но в ее фильмографии всего восемь работ.
Анна Комолова служила во МХАТе и преподавала в школе-студии.
Играла Наталью в "Живи и помни", Аню в "Вишневом саде", Тильтиль в "Синей птице", Сережу в "Анне Карениной", унтер-офицершу в "Ревизоре", Фетинью в "Мертвых душах".
Она - заслуженная артистка РСФСР. В 1951 году за исполнение роли в спектакле "Вторая любовь" получила Сталинскую премию второй степени.
Мы знаем ее голос. Комолова озвучивала Кая в мультфильме "Снежная королева".
Вот, что пишут о ней на сайте МХТ имени А.П. Чехова:
"В молодости — характерная актриса на роли детей и юных девушек. С годами Комолова достигла мастерства в создании выразительных бытовых фигур женщин разных сословий".
5. Невероятная картинка.
Для 1940-го года съемка - опупенная. Особенно удались сцены скачек. Когда заскакавшая лошадь отстает от кадра, а потом, снова вернувшись в рысь, догоняет камеру - создается эффект присутствия. А крупные планы жокеев! Наш оператор Константин Кузнецов творил чудеса не хуже оскароносного американца Роберта Сертиса. По уровню "Старый наездник" - это самый настоящий "Бен-Гур"!
Если Вам понравилось, лайкайте, подписывайтесь, будем дружить на нервной почве - любви к кино.