Сегодня свой 71-й день рождения празднует музыкант, перед которым я преклоняюсь. Его певческий и композиторский талант поражают меня, а исполнительский профессионализм вызывает громадное уважение. Не посвятить статью (может, и не одну - тут как пойдёт) Александру Борисовичу Градскому я просто не мог. А потому - ловите десять фактов из его жизни и творчества.
1. Настоящая фамилия Градского вовсе даже не "Градский". При рождении будущий артист получил фамилию отца, инженера-механика Бориса Аркадьевича Фрадкина. Фамилию "Градский" - девичью фамилию матери Тамары Павловны - Александр взял в 1963-м, в четырнадцать лет, сразу после смерти матери в её память.
2. В возрасте 16 лет Александр Градский стал основателем одной из первых в Советском Союзе рок-групп, оказавших большое влияние на весь отечественный рок. В 1966-м году московский школьник Саша Градский вместе с двумя товарищами - Владимиром Полонским и Александром Буйновым (да, тем самым - из "Весёлых ребят"), вдохновившись творчеством Элвиса Пресли и "The Beatles", собрали коллектив "Скоморохи". Чтобы "прокормить" группу, которая, в отличие от многих других, хотела исполнять песни своего сочинения на русском языке, Градский создал "коммерческую" группу "Лос Панчос", в репертуаре которой были только западные хиты. Деньги, заработанные "Лос Панчос" на полуподпольных концертах и танцах, пускали на развитие "Скоморохов".
"Скоморохи" исполняли самую разную музыку: от тяжелого рока и классического рок-н-ролла до авторских песен и романсов. Песни сочиняли все. С группой также сотрудничал Валерий Сауткин, известный поэт-песенник. Позднее Градский сам стал автором множества песен: "Синий лес", мини-рок-оперы "Муха-Цокотуха" по Корнею Чуковскому и "Гимна „Скоморохов“" (слова Сауткина). Вообще, группа довольно часто прибегала к стихам классиков. Скажем, несколько песен были написаны на стихи шотландского поэта 18-го века Роберта Бёрнса ("В полях под снегом и дождём", "Подруга угольщика" и др.).
К началу 70-х группа стала одной из главных на рок-сцене Москвы. Многие другие молодые коллективы равнялись на "Скоморохов" и ставили их в один ряд с лучшими западными коллективами. В одном из своих интервью лидер легендарной группы "Машина времени" Андрей Макаревич вспоминал:
Девятнадцать лет назад мы, разинув рот, смотрели на выступление группы "Скоморохи". Нам казалось, что мы никогда так не будем играть. Я думаю, что тогда это была лучшая группа в нашей стране. Они необыкновенно пели, необыкновенно играли, были необыкновенно красивыми и нахальными...
В течение 1970-х годов Александр Градский построил мощную эстрадную карьеру. Состав группы всё время обновлялся, и в итоге "Скоморохами" стали называться те, кто работал с Градским в студии. Вскоре от названия отказались вовсе. В последний раз оригинальный состав собирался в 1989-м году на 20-летии группы "Машина Времени". Многие песни времён "Скоморохов" по сей день встречаются в репертуаре Градского - например, "В полях под снегом и дождём".
3. "Большую" карьеру Градский начал не как певец, а как композитор. Исполнив в качестве вокалиста несколько номеров на альбоме Давида Тухманова "Как прекрасен этот мир" (1972 г.), Градский легитимизировал своё положение в музыкальном мире Советского Союза, и уже через два года был приглашён для работы над музыкой к фильму-мюзиклу "Романс о влюблённых" Андрея Михалкова-Кончаловского. Молодой и по тем временам неопытный Градский написал несколько номеров, которые самолично исполнил в фильме (правда, за кадром).
На гонорар, полученный за работу над фильмом, Градский сразу приобрёл себе автомобиль "Жигули". Однако, за тот самый гонорар ещё надо было побороться. Получив 600 рублей как автор песен, молодой музыкант счастливый отправился домой, однако доброхоты подсказали ему, что если он не потребует включить себя в титры фильма именно как композитора, то деньги много большие получит аранжировщик картины и никаких прав на свои собственные произведения Градский иметь не будет. Тогда Градский побежал к Кончаловскому и настоял, чтобы его признали полноценным композитором "Романса о влюблённых".
4. Носимый на руках всем СССР, Градский активно гастролировал по стране и близкому зарубежью - как с рок-программами, так и с официально утверждёнными песнями. В результате одной из таких поездок начались его романтические отношения, закончившиеся 4-летним браком, с первой красавицей советского кино, Анастасией Вертинской. Фактически пара прожила вместе два года и ещё два года никак не могла развестись, однако в данном случае нас интересует именно история их знакомства.
Градский некоторое время добивался внимания Анастасии, однако после пары провалившихся попыток поутих. И вот в середине 1970-х он вместе с весёлой компанией своих рок-н-ролльщиков приехал на концерт в Крым, куда в то же самое время на отдых вырвались сёстры Вертинские - Анастасия и Марианна. Последняя посетила концерт и вспомнила длинноволосого парня с гитарой, который некоторое время назад окучивал её сестру. Получив от Марианны координаты места, где дислоцировались музыканты, Анастасия отправилась туда без каких-либо конкретных целей. Поездка закончилась совместными возлияниями, а потом и свадьбой.
В различных интервью Градский по сей день вспоминает о бывшей жене с большой теплотой, чего нельзя сказать о самой Вертинской. Известно, что они уже много лет не разговаривают друг с другом.
5. В середине 80-х Градский почувствовал себя своего рода диджеем. Вместе с Татьяной Бодровой он вёл "Хит-парад Александра Градского" в рамках программы "Мир увлечений" на радио "Юность". Именно в этом самом хит-параде впервые прозвучали на всю страну многие советские рокеры, в том числе -"Кино", "АлисА", "Браво", "Ноль", "Наутилус Помпилиус", "Ария", "ДДТ", Александр Башлачёв и другие. Помимо рок-н-ролльщиков, в "Хит-параде Градского" впервые зажгли Дмитрий Маликов и Владимир Пресняков-младший. В то же время собственные песни Александр Градский в эфир принципиально не ставил.
Предлагаю для ознакомления (и создания нужного настроения) фрагмент "Хит-парада" от 9 августа 1987 года, в рамках которого состоялась радио-премьера песни "Ветер перемен" группы "АлисА" из нового на тот момент альбома "БлокАда".
6. С расшатыванием, а затем и с падением железного занавеса Александр Градский, как и многие его коллеги, устремился на Запад. В отличие от тех же коллег, Градский не планировал задерживаться там надолго или, не дай бог, покидать Родину. В недавнем интервью журналисту Евгению Додолеву Градский сказал: "Для меня было важно работать для людей, понимающих русский язык, русскую музыку и русскую культуру. Они находились все тут. Там не было этих людей..."
Тем не менее, на рубеже 1980-90-х Градскому удалось весьма плодотворно поработать за границей, в том числе и с такими величинами, как Лайза Минелли (которая поначалу не верила, что Градский из России а затем просила его научить её русским ругательствам), Шарль Азнавур, Крис Кристоферссон и Сэмми Дэвис в США, Германии, Испании, Греции, Швеции. В 1990-м году, после одного из совместных с Джоном Денвером концертов в Японии, Градский получает контракт с VMI — ведущей японской фирмой. Он выпускает под её маркой два компакт-диска, "Metamorphoses" и "The Fruits From The Cemetery", и даёт несколько концертов в Японии с разнообразным репертуаром, начиная с собственных песен на русском языке и кончая западными хитами и японскими классическими романсами.
7. На протяжении добрых 30 лет своей жизни Александр Градский мучился одним-единственным вопросом. И вопрос этот был: "Стоит ли продолжать работу над "Мастером и Маргаритой"?" И судя по тому, что в 2008-м году в ещё недостроенном театре "Градский Холл" прошла полусекретная презентация записанной и сведённой оперы "Мастер и Маргарита", вопрос был решён в пользу ответа "Стоит".
К работе над оперой по бессмертному роману Михаила Булгакова маэстро привлёк весь цвет российской культуры. Разные партии спели Иосиф Кобзон, Андрей Макаревич, Евгений Маргулис, Любовь Казарновская, Валерий Золотухин. Максим Леонидов, Владимир Зельдин и многие-многие другие. Сам Маэстро исполнил целых четыре партии - Воланда, Иешуа, Мастера и Кота Бегемота, роль же Маргариты была отдана совсем молодой певице Елене Мининой. На вопрос о постановке оперы, Градский, в свойственной ему резкой манере, отвечает: "Это невозможно. Никто на это не рискнёт дать денег. Это надо меня знать. Запись — это моё собственное дело. И это большие примерно деньги, даже для меня, но это не такие деньги, которые нужны на спектакль. А зная меня, я просто дерьмо не разрешу ставить..."
8. Да, Александр Градский широко известен не только своим творчеством, но и весьма своеобразном образом. В целом, его можно охарактеризовать, как маргинала-рок-н-ролльщика с весьма сложным характером. Он высоко профессионален и того же требует от своих коллег, часто весьма резко их критикуя. Градский также невысокого мнения о журналистах (по утверждению Евгения Додолева, именно Градский является автором слова "журналюга"). Он резко осуждает нынешнюю сетку вещания на российском ТВ и редко до него добирается. Свой театр песни "Градский Холл", о котором мы подробнее поговорим чуть позже, он называет альтернативой российскому шоу-бизнесу.
9. Брак с Анастасией Вертинской, о котором я говорил ниже - лишь часть бурной личной жизни Александра Градского. Официально артист был женат три раза. От последнего официального брака с Ольгой Фартышевой у него есть двое детей - сын Даниил (р. 1981 г.) и дочь Мария (р. 1986 г.). Начиная с 2003 года, Градский живёт в фактическом браке с моделью и актрисой Мариной Коташенко (р. 1980 г.). Марина младше своего мужа на целых 30 лет, и, по признаниям самого Градского, этот факт частенько мешает совместной жизни. Тем не менее, в этом браке артист обзавёлся ещё двумя детьми - сыновьями Александром (р. 2014 г.) и Иваном (р. 2018 г.).
Как по мне, остаётся только поздравить маэстро с такими успехами в личной жизни и пожелать ему и его семье процветания.
10. О театре песни "Градский Холл" стоит поговорить отдельно. Это место, располагающееся в Москве по адресу: "Коровий Вал, 3/1"- можно назвать magnum opus Градского. Строительство театра велось более 20 лет, а открыт он был в 2014-м году. На данный момент все концерты и постановки пользуются у зрителей большим успехом. Труппа театра состоит, в основном, из участников шоу "Голос" (Градский не раз говорил, что его участие в этом проекте очень помогло ему в наборе "кадрового состава"). В "Градский Холл" приезжают выступать лучшие артисты страны, чтобы представить свои сольные программы. Сам маэстро обозначает миссию своего театра следующим образом:
"Это место - небольшое по размерам <...> и это вот место является альтернативой всему шоу-бизнесу. Здесь присутствует и профессионализм, и вкус, и самоотдача"
Стоит отдать Градскому должное - он даёт возможность выступить и, что называется, встать на крыло очень многим молодым талантливым исполнителям. Этой его черте стоит поучиться многим деятелям культуры.
Александр Градский - настоящая глыба отечественной музыкальной культуры, и мне бы в своём блоге хотелось бы говорить о нём почаще. Всё зависит от вас!
Понравилась статья? Поддержи канал донатом! Донаты поддерживают выход новых материалов!
Если вам понравился материал,приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.А ещё вы можете стать доном моего сообщества и получать эксклюзивный контент - для этого переходите СЮДА!
Новая статья выйдет уже очень скоро!
А потому - не прощаюсь!..