Издание Military Watch составило свежий рейтинг современных истребителей, до сих пор находящихся на вооружении отдельных стран. Однако в этот раз в список попали не лучшие, а худшие по мнению экспертов самолеты - маломощные машины с плохими двигателями, радарами и слабым вооружением. Примечательно, что в американском рейтинге представлены в основном европейские истребители, российских же самолетов в этом списке не оказалось.
Четвертое место. Panavia Tornado (Панавиа Торнадо), Европа
Совместный немецко-британо-итальянский реактивный истребитель. На сегодняшний день снят с производства, но до сих пор эксплуатируется в ВВС Германии, Италии и Саудовской Аравии. Самолет имеет крыло изменяемой стреловидности как у американского F-14 Tomcat или российского Су-24.
Однако если американская машина - один из лучших ранних истребителей четвертого поколения, а российский «Су» до сих пор отлично справляется с ролью фронтового бомбардировщика, «Торнадо» фактически является чем-то средним между штурмовиком и истребителем.
«Торнадо» способен нести современные ракеты «воздух-воздух» AIM-120 и AIM-9 малой дальности, однако слабый радар, низкая тяговооруженность, малая дальность полета и посредственная маневренность обеспечили этой машине репутацию одного из худших истребителей современности. По возможности ведения воздушного боя европейская машина уступает даже истребителям третьего поколения, таким как МиГ-23МЛД и F-4E.
Третье место. JF-17 Block 1, Китай, Пакистан
Конструктивно задумывался как легкий истребитель с низкими эксплуатационными расходами. Силовая установка включает один двигатель РД-33 от легкого российского двухдвигательного истребителя МиГ-29, за счет чего летные характеристики самолета весьма посредственные. Тем не менее JF-17 Block 1 оснащается современными боеприпасами, включая противокорабельные крылатые ракеты и ракеты средней дальности PL-12, аналогичные американским AIM-120.
Всего было произведено около 50 истребителей, причем эксплуатируются они в основном пакистанскими ВВС. Для Китая этот самолет по сути являлся переходной моделью. Сегодня JF-17 Block 1 переоборудуется до стандарта Block 2 с более совершенной электроникой, радаром с АФАР и возможностью использовать ракеты большой дальности.
Второе место. Gripen A (Грипен А), Швеция
Еще один легкий европейский истребитель в этом списке - одномоторный шведский Gripen A. Самолет может использовать современные американские ракеты AIM-120, тем не менее имеет посредственную электронику, датчики и маломощный импульсно-доплеровский радар PS-05/A. Еще один серьезный недостаток истребителя - слабая тяговооруженность вследствие использования двигателя F404 от двухдвигательного американского истребителя F-18A Hornet.
Однако самолет имеет и определенные достоинства - низкие эксплуатационные расходы и возможность приземляться на дороги общего пользования. Кроме того, современная модификация истребителя Gripen E, которая начала поступать на вооружение в 2019 году, оснащается радаром с активной фазированной антенной решеткой и более мощным двигателем F414.
Первое место. Mirage 2000 (Мираж 2000), Франция
Лидирует в этом списке тоже европеец, французский многоцелевой истребитель Mirage 2000 - по мнению американцев, худший самолет 4-го поколения в истории авиации. Истребитель в 2000-х годах составлял основу французских ВВС и экспортировался в ряд стран третьего мира. При этом он оснащался собственными французскими ракетами и двигателями.
Легкий многоцелевой истребитель задумывался как европейский аналог американского F-16, однако получился гораздо хуже последнего. Французские самолеты страдали от высокой аварийности, имели крайне ограниченную возможность модернизации и не несли ракет, сравнимых по характеристикам с американскими AIM-120 или российскими Р-77.
Французский двигатель SNECMA M53-P2 не обеспечивал Mirage 2000 приемлемой тяговооруженностью, из-за чего истребитель проигрывал в маневренности и скорости не только двухдвигательным истребителям вроде МиГ-29 или F-18, но и однодвигательным F-16 и J-10. Да и в целом качество самолетов оставляло желать лучшего - в лопастях двигателей и на фюзеляже появлялись трещины, что нередко являлось причиной аварий.