Найти тему
Еврейская жизнь

Мы пережили Холокост: женщины, которые спасли мир

Оглавление

Автор: Анастасия Богорад

Анастасия Богорад
Анастасия Богорад

Вы спросите, почему мы должны говорить о ЖЕНЩИНАХ, когда мы знаем, что нацисты убили шесть миллионов евреев независимо от того, были они мужчинами, женщинами или детьми?

Несмотря на то, что опыт женщин во время Холокоста не слишком отличался от опыта мужчин, было бы ложным и вводящим в заблуждение утверждать, что они были идентичными. Было много случаев, когда индивидуальное испытание определялось его или ее полом, и только понимание того, что было уникальным для женщин, и что было уникальным для мужчин, — позволяет нам составить полное представление о том, что произошло.

Это включает в себя влияние физиологических и социологических характеристик женщин на их жизненный опыт, изменения семейных структур и различные реакции на ужасающие события.

Роль женщины до начала Холокоста и в первые годы войны: что изменилось?

До начала Холокоста основной ответственностью женщины была ее семья: дети, муж, дом. Для мужчины при этом основной ролью было экономическое обеспечение семьи, защита. Но с приходом нацистов к власти и появлению первых антиеврейских законов, многие евреи были уволены с работы, и привычный расклад жизни для еврейских семей был нарушен. В то время резко возросло количество самоубийств среди мужчин, которые чувствовали себя униженными из-за потери статуса и дохода. Для еврейских женщин тот же период принес увеличение нагрузки и ответственности. Теперь они пытались управлять своим домом с меньшими затратами, помогать своим детям справляться с агрессией в школе, поддерживать своих мужей, обеспечивать комфорт семьи в целом.

В первые дни войны большинство евреев считали немцев «цивилизованными» и полагали, что они не причинят вреда женщинам и детям. Поскольку считалось, что только мужчины находятся в «реальной опасности», то при разработке планов укрытия и побега приоритет отдавался мужчинам. Такая же логика использовалась в выдаче выездных виз.

Ярким примером того, насколько семьи считали, что в опасности находятся только мужчины, и поэтому мобилизовали свои ресурсы на их спасение, является статистика арестов в Париже в «Черный четверг» 16 июля 1942 года. Во время массовых облав многие евреи знали о надвигающихся арестах от сотни полицейских, бюрократов и офисных работников, которые составляли расписание за несколько дней. Поскольку они считали, что только мужчины будут арестованы, большинство еврейских семей пытались спасти и оградить от беды мужей и отцов, пряча их в соседских домах, покупая им поддельные документы или организуя их побег в безопасную зону на юге Франции.

Женщины и дети оставались дома, и именно они и оказались жертвами арестов.

В тот день были арестованы 5 802 женщины и 4051 ребенок (по сравнению с 3 031 мужчиной), большинство из них впоследствии депортировали в Освенцим.

Но в то же время, предположение о том, что женщины не подвергались риску, позволило им взять на себя новые роли и воспользоваться возможностями. Поскольку предполагалось, что нацисты не причинят вреда женщинам, это давало возможность обращаться в полицию, СС и муниципалитет, чтобы добиться освобождения задержанных мужей и сыновей.

В некоторых случаях это не только ломало гендерные барьеры, но и бросало вызов стандартам законности.

Во многих мемуарах можно прочитать, что, несмотря на первоначальный шок от того, что им приходиться идти на противозаконные меры, нацистские чиновники легко шли на подкуп, женщины быстро находили им необходимые товары или деньги.

Адам Черняков, глава варшавского еврейского совета (юденрата), также отмечал, что бесстрашные еврейские женщины играют все более и более напористую роль. В его дневнике описывается, как женщины спорили с немцами, которые приехали, чтобы конфисковать семейное имущество или отвести мужей на принудительные работы. Черняков рассказывает о различных методах, которые женщины использовали, чтобы убедить немцев и добиться своих целей. Он был впечатлен их упорством и бесстрашием и заметил их готовность подвергать себя опасности. Он считал, что они не колебались, потому что предполагали, что даже в случае ареста их через короткое время отпустят, в отличие от мужчин.

Женщины в гетто

Евреи были загнаны в переполненные гетто и заперты за их воротами и стенами, их лишили имущества и бизнеса. Мужчины-евреи, особенно те, которые был наиболее заметен из-за внешности и характерной одежды, были объектами избиения, унижения, преследования, арестов и казней. Мужчинам все больше приходилось полагаться на своих жен.

Например, выдающийся историк Варшавского гетто, Эммануэль Рингельблюм написал в своем дневнике: «…мужчины не выходят....Она стоит в длинной очереди за хлебом....Когда нужно идти в гестапо, дочь или жена идет… Женщины везде… Женщины, которые никогда не думали о работе, теперь выполняют сложнейшую физическую работу»

Политика Германии была направлена на полное уничтожение евреев. Так был принят закон, запрещающий еврейским женщинам рожать детей. Беременные женщины были обязаны делать аборт, а врачи в гетто должны были сообщать о каждом факте беременности. За несоблюдение правил полагалась смерть.

Но несмотря на это, женщины продолжали рожать и воспитывать детей. Они находили способы прятать беременность, находили врачей, которые, несмотря на угрозу смерти, были согласны им помогать, находили способы прятать и переправлять в безопасные места младенцев.

Многие женщины нашли работу на фабриках гетто, в трудовых отрядах и в бесплатных столовых. Многие занимались частной уборкой, стиркой или присмотром за детьми. Но большинство голодало. Это заставило женщин заняться подпольной контрабандой, чтобы прокормить свою семью, чтобы помочь другим выжить.

Приведу отрывок из дневника 15-летнего Давида Сераковяк, в котором он описывает свою истощенную мать накануне ее депортации за контрабанду из Лодзинского гетто:

«Моя маленькая, истощенная мать, которая пережила столько бед... Она всю свою жизнь посвятила другим. Моя бедная мама, которая всегда все брала на себя. Она согласилась, когда я сказал ей, что она отдала свою жизнь, одалживая и раздавая еду, но… я увидел, что она ни о чем не жалеет»

Женщины часто находили уникальные стратегии выживания в лагерях и гетто. Во-первых, они всегда оставались женщинами. Во-первых, как могли, следили за гигиеной и одеждой. Во-вторых, они говорили о еде. Да-да, говорили о еде и даже писали кулинарные книги. Как ни странно, это помогало пережить голод, а также поддерживать традиции. Теперь не было возможности научить своих дочерей и молодых евреек готовить, но они могли им об этом рассказать, они передавали семейные рецепты из уст в уста, чтобы когда-нибудь в лучшей жизни девочки могли использовать полученный опыт.

Еще одной сильной сторон женщин в гетто была постоянная поддержка. Они называли друг друга лагерными сестрами, у каждой женщины была «сестра», с которой они поддерживали друг друга, заботились о здоровье, делились едой и ресурсами. Очень часто в воспоминаниях женщин, переживших Холокост, можно прочитать «она спасла мне жизнь» или «я не могла себе позволить умереть, потому что я была нужна моей сестре».

Женское Сопротивление

Во многих гетто активно работало женское сопротивление. Обычно это были молодые, незамужние женщины, без семейных обязанностей. Такие группы часто планировали восстания, побеги, подпольные школы и библиотеки. Еврейское сопротивление было ареной, в которой главную роль на себя взяли женщины.

Например, существовала легендарная группа девушек-связных, известная как кашариёт. Эти девушки добывали новости, информацию, деньги, продукты питания, медикаменты, поддельные документы. Их миссии требовали мужества, наглости и стальных нервов. Они поддерживали связь с изолированными, отдаленными гетто.

Цивия Любеткин была одной из лидеров Организации подпольной борьбы Варшавского гетто (ZOB) и участником восстания в Варшавском гетто в феврале 1943 года. Точно так же Хайка Гроссман была одной из лидеров восстания в Белостокском гетто в августе 1943 года.

Им обеим удалось выжить во время войны.

Цивия Любеткин написала книгу «Избыток памяти: хроника восстания в варшавском гетто», котороя на сегодняшний день является одной из самых подробных хроник, созданных лидером еврейского сопротивления. А Хайка Гроссман после войны стала членом Кнессета и много лет занималась правами женщин и молодежи в зоне риска.

Но, к сожалению, не многим удалось пройти войну до конца. Такие женщины, как Ханна Сенеш в Венгрии и Гизи Флейшманн в Словакии, отдали свои жизни, помогая и спасая евреев в оккупированной нацистами Европе, а Софи Шолль, студентка Мюнхенского университета и член группы сопротивления «Белая роза», была арестована и казнена за антинацистскую деятельность.

Список женщин, возглавлявших восстания, отряды сопротивления, огромен. Каждая достойна отдельного упоминания и вечной памяти. Так же, как и каждая женщина, которая поддерживала свою «лагерную сестру», свою семью, своих соседей.

Они стремились жить несмотря на все ужасы, с которыми столкнулись, и этот выбор достоин восхищения. Несгибаемая воля, мужество, вера в свои силы, любовь к жизни двигали этих женщин вперед.

Женщина обладает огромной силой от природы – любовью, любовью во имя Б-га, любовью во имя семьи и детей, любовью во имя человека. Этот безграничный ресурс не смогли уничтожить никакие муки и страдания. И даже если женские силы на сходе, то рядом обязательно окажется «лагерная сестра», чтобы поделиться своим теплом.

Пока есть в мире женщины, будут жить традиции, будет теплым домашний очаг и слышен детский смех