Хочу немного вам рассказать о соревнованиях молодых водителей Советского Союза, которые проходили в 1980-х годах и носившие название «Большой приз КАМАЗа».
Но сначала небольшое отступление.
Хорошо известно, что первые юбилейные автомобили КАМАЗ получали прославленные и заслуженные водители. Так было и в декабре 1976 года, когда 5 000 автомобиль КАМАЗ был вручён Попову Сергею Андреевичу – водителю «Ленпромтранса», Герою Социалистического труда.
Так было и в июле 1979 года, когда 100 000 автомобиль КАМАЗ получил Самарханов Курмангужи - водитель Уральского АТП, заслуженный работник транспорта Казахской ССР.
А в 1980 году в целях успешной подготовки молодых водителей в Набережных Челнах было решено провести конкурс профессионального мастерства.
Внизу вы можете познакомиться с приказом- постановлением «четырёхугольника» КАМАЗа от 31 марта 1980 года, где говорится, в том числе, и о том, кто мог стать участником конкурса.
Соревнование было поддержано ЦК ВЛКСМ и проводилось в Набережных Челнах в период с 1980 по 1988 годы.
Первое соревнование молодых водителей «Большой приз КАМАЗа» прошло 12 апреля 1980 года на грузовиках КАМАЗ-5320.
В жюри конкурса входили представители КАМАЗа, ГАИ и редакции газеты «Комсомольская Правда».
«Комсомольская правда» оказывала большую информационную поддержку Всесоюзному конкурсу. Внизу заметка из газеты «Комсомольская Правда» от 6 марта 1980 года.
Внизу заметка из газеты «Комсомольская Правда» от 2 апреля 1980 года.
Каждый из 32 участников финального тура – победителей социалистического соревнования в честь 110-й годовщины со дня рождения В.И.Ленина, приехавших в Набережные Челны, должен был подтвердить свои знания правил дорожного движения, а также хорошо ориентироваться в устройстве и техническом обслуживании автомобилей КАМАЗ.
Внизу идёт проверка теоретических знаний молодых водителей. В билетах было по 5 вопросов. На подготовку давалось 15 минут.
Внизу идут соревнования по скоростному маневрированию. Они, кстати, проходили одновременно с экзаменом по устранению неисправностей.
Здесь большинство водителей набрало максимальное количество баллов.
Имя победителя был озвучено на митинге, посвящённом вручению 150 000 автомобиля КАМАЗ и проходившем на входе в общежитие №52 в 1 комплексе Нового города.
Вверху выступает Баштанюк Геннадий Сергеевич – бригадир наладчиков литейного завода, лауреат премии Ленинского комсомола. Он тогда сказал: «Нам не безразлично, в чьи руки попадёт наш юбилейный автомобиль. Процесс создания автомобиля – сложный и кропотливый, в котором участвуют десятки коллективов, а работает на нём один человек. Пусть наш КАМАЗ станет настоящим другом водителя».
Известно, что победителем I конкурса «Большой приз КАМАЗа» стал Анатолий Деревцов – водитель Абаканской автоколонны №6 автотранспортного управления «КрасноярскГЭСстрой». К этому времени у него уже было 6 лет водительского стажа, 2 из которых он отработал на автомобиле КАМАЗ – перевозил строительный материал в зону затопления Саяно-Шушенской ГЭС. Он впервые участвовал в столь престижном конкурсе, и только одна выигранная секунда в скоростном маневрировании вывела его вперёд.
Вот как об этом писала газета «Рабочий КАМАЗа» от 16 апреля 1980 года.
Внизу на фотографии Анатолий Деревцов и Мещеряков Николай Митрофанович - директор автосборочного завода (1978-1980).
Внизу на фотографии Суханов Николай Михайлович - секретарь парткома автосборочного завода и Анатолий Деревцов.
Зачастую судьбу того или иного юбилейного автомобиля КАМАЗ сегодня сложно проследить. Вот как говорил о 150 000 грузовике Анатолий Деревцов осенью 1988 года. Заметка из газеты «Рабочий КАМАЗа» от 18 октября 1988 года.
Впереди вас ждут рассказы о том, кто получил 300 000 и 500 000, 750 000 и 1 000 000 автомобили КАМАЗ.