Найти тему
История КАМАЗа

«Большой приз КАМАЗа». Или кто получил 150 000 автомобиль КАМАЗ?

Хочу немного вам рассказать о соревнованиях молодых водителей Советского Союза, которые проходили в 1980-х годах и носившие название «Большой приз КАМАЗа».

Но сначала небольшое отступление.

Хорошо известно, что первые юбилейные автомобили КАМАЗ получали прославленные и заслуженные водители. Так было и в декабре 1976 года, когда 5 000 автомобиль КАМАЗ был вручён Попову Сергею Андреевичу – водителю «Ленпромтранса», Герою Социалистического труда.

Так было и в июле 1979 года, когда 100 000 автомобиль КАМАЗ получил Самарханов Курмангужи - водитель Уральского АТП, заслуженный работник транспорта Казахской ССР.

-2

А в 1980 году в целях успешной подготовки молодых водителей в Набережных Челнах было решено провести конкурс профессионального мастерства.

Внизу вы можете познакомиться с приказом- постановлением «четырёхугольника» КАМАЗа от 31 марта 1980 года, где говорится, в том числе, и о том, кто мог стать участником конкурса.

Соревнование было поддержано ЦК ВЛКСМ и проводилось в Набережных Челнах в период с 1980 по 1988 годы.

Первое соревнование молодых водителей «Большой приз КАМАЗа» прошло 12 апреля 1980 года на грузовиках КАМАЗ-5320.

В жюри конкурса входили представители КАМАЗа, ГАИ и редакции газеты «Комсомольская Правда».

«Комсомольская правда» оказывала большую информационную поддержку Всесоюзному конкурсу. Внизу заметка из газеты «Комсомольская Правда» от 6 марта 1980 года.

-4

Внизу заметка из газеты «Комсомольская Правда» от 2 апреля 1980 года.

-5

Каждый из 32 участников финального тура – победителей социалистического соревнования в честь 110-й годовщины со дня рождения В.И.Ленина, приехавших в Набережные Челны, должен был подтвердить свои знания правил дорожного движения, а также хорошо ориентироваться в устройстве и техническом обслуживании автомобилей КАМАЗ.

Внизу идёт проверка теоретических знаний молодых водителей. В билетах было по 5 вопросов. На подготовку давалось 15 минут.

1. Дубровский Анатолий Григорьевич - начальник отдела научно-технической информации (ОНТИ) КАМАЗа, председатель общества «Знание» на КАМАЗе. 2. Ильясов Фаиз Анасович - заместитель начальника цеха комплектации и сдачи автосборочного завода. 3. Масленников Виктор Васильевич – секретарь комитета ВЛКСМ КАМАЗа.
4. Малышев Александр Иванович – заместитель генерального директора КАМАЗа по транспорту – председатель жюри. 5. Скворцов Николай Васильевич - начальник отдела дорожных испытаний УГК КАМАЗа. 6. Нечеухин Виктор Панфилович - заместитель начальника отдела дорожных испытаний УГК КАМАЗа.
1. Дубровский Анатолий Григорьевич - начальник отдела научно-технической информации (ОНТИ) КАМАЗа, председатель общества «Знание» на КАМАЗе. 2. Ильясов Фаиз Анасович - заместитель начальника цеха комплектации и сдачи автосборочного завода. 3. Масленников Виктор Васильевич – секретарь комитета ВЛКСМ КАМАЗа. 4. Малышев Александр Иванович – заместитель генерального директора КАМАЗа по транспорту – председатель жюри. 5. Скворцов Николай Васильевич - начальник отдела дорожных испытаний УГК КАМАЗа. 6. Нечеухин Виктор Панфилович - заместитель начальника отдела дорожных испытаний УГК КАМАЗа.
-7
-8
-9
-10
-11

Внизу идут соревнования по скоростному маневрированию. Они, кстати, проходили одновременно с экзаменом по устранению неисправностей.

-12
-13
-14

Здесь большинство водителей набрало максимальное количество баллов.

Имя победителя был озвучено на митинге, посвящённом вручению 150 000 автомобиля КАМАЗ и проходившем на входе в общежитие №52 в 1 комплексе Нового города.

-15
-16
-17
-18

Вверху выступает Баштанюк Геннадий Сергеевич – бригадир наладчиков литейного завода, лауреат премии Ленинского комсомола. Он тогда сказал: «Нам не безразлично, в чьи руки попадёт наш юбилейный автомобиль. Процесс создания автомобиля – сложный и кропотливый, в котором участвуют десятки коллективов, а работает на нём один человек. Пусть наш КАМАЗ станет настоящим другом водителя».

Известно, что победителем I конкурса «Большой приз КАМАЗа» стал Анатолий Деревцов – водитель Абаканской автоколонны №6 автотранспортного управления «КрасноярскГЭСстрой». К этому времени у него уже было 6 лет водительского стажа, 2 из которых он отработал на автомобиле КАМАЗ – перевозил строительный материал в зону затопления Саяно-Шушенской ГЭС. Он впервые участвовал в столь престижном конкурсе, и только одна выигранная секунда в скоростном маневрировании вывела его вперёд.

-19
-20

Вот как об этом писала газета «Рабочий КАМАЗа» от 16 апреля 1980 года.

-21
-22

Внизу на фотографии Анатолий Деревцов и Мещеряков Николай Митрофанович - директор автосборочного завода (1978-1980).

-23

Внизу на фотографии Суханов Николай Михайлович - секретарь парткома автосборочного завода и Анатолий Деревцов.

-24

Зачастую судьбу того или иного юбилейного автомобиля КАМАЗ сегодня сложно проследить. Вот как говорил о 150 000 грузовике Анатолий Деревцов осенью 1988 года. Заметка из газеты «Рабочий КАМАЗа» от 18 октября 1988 года.

-25
-26
-27
150 000-ный автомобиль КАМАЗ на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС.
150 000-ный автомобиль КАМАЗ на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС.

Впереди вас ждут рассказы о том, кто получил 300 000 и 500 000, 750 000 и 1 000 000 автомобили КАМАЗ.