Найти тему
Классическая ГИТАРА

Недооценённые авторы музыки: Уильям Бёрд (1543 - 1623)

Композитора, которого я имею в виду, не недооценивают люди, знакомые с его творчеством. Но его действительно недооценивают как великого композитора, потому что большинство людей даже не слышали о нём.

Прежде всего нам нужно задуматься о том, как вообще вырастали композиторы его эпохи — эпохи Возрождения.

Подождите, спросите вы, мы говорим о музыке эпохи Возрождения? Это что, хоровая музыка без сопровождения на латыни? Теперь мне обязательно нужно знать, о чём они поют, иначе в этом нет никакого смысла? Чёрт! Это слишком сильно похоже на какую-то работу! И слишком похоже на... церковь!

Да. Я понимаю, почему люди, которым нравится чисто инструментальная классическая музыка, могут быть немного «осторожны», когда дело касается вокальной религиозной музыки на латыни. Композиторы, такие как Бетховен, Моцарт, Шопен или Бах, предоставляют слушателям всё, что им нужно от классической музыки: красоту, величие, симметрию, изящество — всё то, чего подчас так не хватает в популярной музыке.

Как только это становится религиозной вокальной полифонией на латыни, не религиозный слушатель может подумать: «У меня нет надобности в этом, я в порядке, спасибо».

Но это обидно. Потому что вы можете наслаждаться полифонией эпохи Возрождения, даже не зная, о чём они поют. Хотя понимание того, о чём они поют, увеличивает вашу способность оценить музыку. И я не думаю, что вообще нужно быть религиозным, чтобы ценить религиозную музыку. Каждый (ну, почти каждый) знает, что значит хотеть быть прощённым, тосковать по утешению, испытывать жалость к другим или испытывать страх при мысли о смерти. Это именно то, о чём и говорит подобная музыка.

Итак, мы подходим к человеку, который написал некоторые из самых трогательных и блестящих произведений из когда-либо написанных, в самых сложных условиях.

Его карьера была стандартной для композиторов со средневековья до XVIII века. Многообещающий юноша с хорошим голосом становился хоровым певцом и оставался им до тех пор, пока его голос не ломался (всё это было возможно только для мужчин). Затем он либо возобновлял пение взрослым, либо мог стать каким-то другим музыкантом — обычно композитором, потому что хоры принадлежали церквям, а церковь любила иметь постоянный приток новой музыки. Певца с хорошими природными музыкальными способностями обычно отбирали и готовили как композитора и хормейстера.

Как ни странно, это мало отличается от того, как многие люди сегодня становятся авторами песен и продюсерами в индустрии поп-музыки.

Во всяком случае, именно это и случилось с ребёнком из Лондона во время правления Марии I. Хористом стал ученик самого влиятельного композитора Англии того времени, Томаса Таллиса (1505 - 1585), хормейстера Королевской капеллы и блестящего композитора. Итак, Уильям Бёрд (1543 - 1623).

Похоже, что это единственное его изображение, хотя оно датируется десятилетиями после его смерти.

Видео: «Ave verum corpus I William Byrd I Ensemble ZENE».

Бёрд жил и работал на протяжении большей части Реформации. Он был католиком, хотя вероятно, что он им стал, а не родился. Он начал писать музыку во время правления Марии I, католической дочери Генриха VIII, которая провела большую часть своей короткой жизни в заботе повернуть вспять реформы, начатые во время правления Эдуарда VI. Книга общих молитв была опубликована, а затем выпущена в новом издании, а при Марии была запрещена, так как заменяла латинский обряд новыми молитвами на английском языке.

Мария умерла в 1558 году, и её сменила Елизавета I, которая в вопросах веры была великим мастером непростых компромиссов. Бёрд получил свою первую работу в 1563 году в качестве хормейстера и органиста Линкольнского собора.

В течение следующих 60 лет он был одним из самых плодовитых и изобретательных композиторов своего времени. К 1572 году он был «джентльменом Королевской капеллы», что означало, что он работал непосредственно на Елизавету I. Его работа заключалась в написании музыки для исполнения хором капеллы.

Это было время, когда быть католиком было крайне непопулярно в некоторых частях английского общества, вплоть до самых высоких уровней, и многие люди считали это предательством. Например, священник-иезуит Эдмунд Кампион был арестован за участие в подпольном католическом служении в 1581 году, признан виновным, повешен и четвертован (разрезан на части).

Самого Бёрда, а тем более его жену Джулиан постоянно обвиняли в том, что он «непокорный». Отказываться посещать службы официальной англиканской церкви было довольно серьёзным преступлением в те дни. Время от времени власти преследовали католическую общину, и Бёрд и его семья также подвергались преследованиям, но ему всегда удавалось снять обвинения.

Это даёт представление о том враждебном климате, в котором действовал Берд. Все поклонялись Богу, но то, как именно вы поклонялись, потенциально вызывало вопросы к вам у парня с топором. По-своему у Бёрда было много общего с Шостаковичем...

Бёрд начал издавать свою музыку в 1570-х годах. Он писал музыку для англиканской церкви в рамках своих официальных обязанностей, а также писал латинские песнопения в полифоническом стиле, которые отражали католические обычаи, а не протестантские.

Как ему это сходило с рук? Людям нравилась его музыка. Сама Елизавета очень любила латинские обряды, но прекрасно понимала, что громко говорить об этом было плохой идеей... Бёрд продолжал сочинять, и не только хоровую музыку. Десятки его произведений для клавишных были собраны в книгу и являются одними из лучших его произведений вообще.

Гленн Гульд, на современном фортепиано. Видео: «Glenn Gould - William Byrd "First Pavan and Galliard"».

В 1590-х Бёрд вышел на пенсию, посвятив себя написанию огромного количества музыки для католической литургии, в основном как жест солидарности по отношению к своим собратьям-католикам. В результате были выпущены три экстраординарные мессы в пяти, трёх и четырёх частях соответственно, которые были написаны так, как будто должны были исполняться несколькими певцами в тайне. Они содержат некоторые из его величайших и самых оригинальных произведений.

Он также написал два цикла «Gradualia», состоящие из 109 мотетов, которые должны петься в разное время по католическому календарю. Они также полны шедевров. Он умер в 1623 году, будучи назван «отцом английской музыки». Так что же делает Бёрда недооценённым?

Возможно, он был первым великим разносторонним композитором, сочинившим шедевры как вокальной, так и инструментальной музыки. До него все великие композиторы эпохи Возрождения и Средневековья почти ничего не писали, кроме вокальной музыки. Если они и писали инструментальную музыку, почти ничего из этого не сохранилось.

Бёрд прожил достаточно долго и написал достаточно музыки, чтобы у нас было чёткое представление о его достижениях. Он был восприимчив к влияниям, но его работы также были удивительно оригинальными для музыки его периода.

По материалам публикации (англ.).